Обновление пароля

 >  >  >  > Археологический музей-заповедник Танаис.

Археологический музей-заповедник Танаис.

Все это время как-то не складывалось рассказать про эту поездку. Но куда ж тянуть дальше. Ведь на днях мы уезжаем в Крым, а там будут новые истории.

В мае, по пути в Таганрог мы заехали в древнее городище Танаис, археологический музей-заповедник, один из крупнейших в России. Здесь можно увидеть памятники разных времен и разных культур, начиная от палеолита и заканчивая XIX веком. Действующие раскопки, древние камни, история. Ее можно трогать, по ней можно лазить)

таганрог

путешествия

Танаис — самый северный пункт античной цивилизации. Он расположен на реке Мертвый Донец, который в то время был основным руслом реки. Среди историков и географов до сих пор нет единого мнения относительно того, какая река в то время называлась Танаисом — Дон, Северский Донец или Мертвый Донец. По словам греческого историка и географа Страбона (ок.64/63 до н.э. — ок.23/24 н.э.), это был самый большой после Пантикапея город (столица Боспорского царства, на территории Керчи), торжище варваров. Здесь проходила граница между Европой и Азией. Плиний (23-79 н.э.) писал: «Для входящего сюда по левую сторону находится Европа, по правую — Азия».

Благодаря исследованиям историков и археологов удалось восстановить историю античного Танаиса.

В истории Танаиса четко прослеживаются три этапа. Первый этап охватывает период времени с III по I вв. до н.э. В это время город состоял из трех районов: основной территории, примыкающей к ней западной территории и приречного района, исследование которого невозможно из-за существующей ныне застройки. В концу III или самом начале II в. до н.э. город был обнесен крепостной стеной. В конце I в. до н.э. он был разрушен боспорским царем Полемоном.

Страбон в своей «Географии» оставил скупую запись: «Недавно его разрушил царь Полемон за неповиновение». Полемон был посажен на трон римлянами в 14 г. до н.э. И вскоре началась борьба с мощной оппозицией, что в конечном итоге привело к его гибели в 8 г. до н.э. Возможно, Танаис выступил против Полемона, за что был разрушен, правда не полностью. Пострадала только западная часть, которая больше не отстраивалась. Впоследствии в память о восстановлении города ежегодно празновался «День Танаиса».

Второй этап истории Танаиса продолжался с I по III вв. н.э. В начале II века город превратился в крепость 225х240 м, которую окружал ров шириной 10-13 м и глубиной до 7-8 м, частично прорубленный в коренной породе. Город становится важным торговым и культурным центром. Так, в подвале дома, принадлежавшего богатому купцу, были обнаружены 390 амфор, в которых хранилась нефть. Местное население занималось также рыбной ловлей, о чем свидетельствуют помещения для хранения и переработки рыбы. По-видимому, живая рыба из Танаиса поступала к столам богатых римских патрициев. Активно развивались ремесла — производство стекла, ювелирное искуссво, гончарное ремесло, строительство, кузнечное дело и др.

Обнаружены такие культовые находки, такие как алтарь, семь глиняных штампов для оттиска на ритуальных хлебцах и др. Однако имена богов, которым покланялись танаиты, неизвестны. Известно только, что существовал культ «Бога Высочайшего», который, возможно, сочетал в себе черты греческого Зевса, фракийского Сабазия, иудейского Яхве и христианского Бога-Отца.

Несмотря на то, что в середине II века в городе произошел сильный пожар, причинивший большой ущерб, Танаис продолжал оставаться могущественным городом.

В III веке начались работы по укреплению оборонных сооружений города, для защиты от воинственных кочевников. В 237 году Танаис был разрушен союзом племен под предводительством готов. Леонтьев писал: «Развалины города показывают, что это разрушение было самое страшное, какое только можно себе представить: в городе почти не осталось камня на камне; от весьма многих стен сохранились нижние ряды каменной кладки; башни разрушены почти до основания, и самые погреба засыпаны развалинами обрушившихся строений… В разорении участвовал огонь, которого следы видны почти везде во внутренней части города и на внутренней стороне городских стен и башней; одна из открытых башней обгорела со всех сторон». Оставшихся в живых жителей завоеватели увели с собой.

Более чем на 100 лет Танаис опустел. Третий этап развития города приходится на последнюю треть IV — начало V века. По-видимому, в разрушенном городе поселились сарматы. Завалы были разобраны лишь настолько, чтобы не мешать передвигаться по улицам. Дома были неказисты, керамика примитивна. И в начале V века город, простоявший восемь веков, был оставлен жителями…

А сейчас — небольшой фотоотчет о нашем путешествии в Танаис.

У входа в археологический музей нас встречают каменные бабы. Когда-то они в большом количестве стояли по всей степи, но были уничтожены как языческие идолы.

Реконструкция хижины сельской округи Танаиса I-II веков нашей эры. Правда хижину не видно, фотографа, похоже, она не сильно интересовала))) Зато видно меня)))

А чуть поодаль — огромная территория древнего Танаиса. Сейчас здесь постоянно работают археологи, каждый год приносит новые открытия. Я была в этом музее лет десять назад, фотографировала тогда на маленькую пленочную мыльницу. И были фотографии. Так хотела отыскать те фото, но увы и ах.. Тогда выглядело все примерно вот так, эти картинки я нашла в интернете:

Сейчас, конечно, все расширилось и поменялось:

Тут задумались над тем что же это - колодец или туалет )))):

Это лестница в подвал:

Неподалеку — вход в музей. Очень рекомендую его посетить, там прекрасная экспозиция, рассказывающая о жизни и культуре танаитов.

В корабле находятся эти амфорры:

А вот стекло))) Мимо я пройти не могла, технология та же!

Это что-то вроде большого арбалета, не знаю как по умному назвать:

Вот и все на сегодня)
Поздравляю всех с началом лета!
Теперь отправляюсь купать своего сорванца, пока я за компом сидела он мне газон поливал)))

Всем удачи!

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email