Как начать свое хобби превращать в бизнес — 9 ступений к успеху.
Все мы с вами в свободное время занимаемся любимым делом, чтобы получить удовольствие от процесса и результата. Если дело нам нравится, мы развиваемся и изучаем все аспекты связанные с ним, то рано или поздно мы подходим к тому порогу, когда увлечение становится либо очень востребованным, либо слишком накладным по нашим финансовым возможностям. Обычно в этот момент люди, не ставившие себе цель в получении прибыли, задумываются о том, чтобы их увлечение приобретало все большее развитие и, возможно, приносило доход. В этот момент начинается первый этап превращения своего хобби в бизнес.
Первая ступень: планирование
Предположим, что модель успешного бизнеса начинается с хорошей идеи, и не просто с хорошей, а с той, которая вдохновляет вас. Итак, с идеей понятно, и она есть. Дальше вступает в силу следующий этап – планирование.
Приведенная схема стадий бизнес-планирования не является обязательной по всем указанным пунктам, но в основном желательно иметь представления обо всех стадиях, которые могут у вас возникнуть уже в процессе изготовления вашего товара/услуги.
Проводя такой анализ, вы уже на ранней стадии сможете понять, сколько усилий вам необходимо приложить, чтобы ваш бизнес стал конкурентоспособным. Недооценка или переоценка собственных возможностей впоследствии отразится на вашем бизнесе.
Вторая ступень: профессионально составленный бизнес-план
Все наверняка слышали о бизнес-плане, именно о том бизнес-плане, который учат составлять на различных курсах по менеджменту или в финансовых институтах. Как составить бизнес план, вы можете прочитать в интернете или нанять хорошего специалиста, желательно имеющего представление о том бизнесе, которым хотите заниматься вы…
Немного приоткроем завесу того, с чем вам придется столкнуться…
В любом деле есть свои статьи расходов, они могут быть единовременными (вы закупаете оборудование и инструменты) и переменными (распространение рекламы) или постоянными (расходные материалы). Возьмем для примера мое хобби, которое неожиданно переросло в бизнес. У меня постоянными расходами являются: закупка драгоценных камней и использование металла — серебро или золото, цена на которые меняется ежедневно на бирже. Плюс материалы на разработку дизайна, лепку изделий, создание 3D моделей, расходные материалы для оборудования и пр. Единовременными были закупка дорогого оборудования, переоборудование помещения и прочие технические детали. Все планируемые суммы мы вносим в бизнес-план, и получив финальные результаты, начинаем… нет, не бизнес…
Третья ступень: среда бизнеса
Изучение среды, среды в которой уже существует ваш предполагаемый бизнес. Кто наши будущие клиенты? Мы делаем анализ цен на изделия, которые предполагаем выпускать, спрос на них… и не забываем продумать, как мы будем продвигать свой бренд.
Иногда, изучив среду в вашем регионе, вы понимаете, что рынок перенасыщен товарами похожей категории, и цена у уже развитого бренда намного ниже вашей себестоимости, тогда как и качество ниже. Вам, можно сказать, повезло, если именно качество играет главную роль вашем деле. С другой стороны, развитые бренды уже предлагают различную номенклатуру, и вам на стадии становления придется больше вкладывать в дело, что уменьшает прибыль. Из этой ситуации есть выход — использовать онлайн-торговлю (если для вашего товара это приемлемо), которая может донести ваш товар в другие регионы, где среда более благоприятна для развития. Лучше всего использовать бизнес-платформы, чем продвигать сайт самому. Перед принятием решения мы тщательно изучаем предполагаемые виды онлайн-торговли.
Четвертая ступень: создание своего бренда
Бренд (англ. brand — марка), понятие в маркетинге, символизирующее объемное представление о компании или услуге, или то, что говорят о нас с вами люди, когда вас нет в комнате.
Можем поспорить насчет этого определения бренда и привести цитату из Википедии или учебника, но за 10 лет акции компании «Amazon» увеличились в 100 раз!
Бренд очень важен на различных стадиях развития вашего бизнеса. Представьте, вы входите в комнату с незнакомыми людьми и каждый из них называет свое имя. Так на первом этапе люди будут интересоваться названием вашей компании. Затем все познакомившиеся будут общаться и, конечно, производить первое впечатление. В этом случае в бизнес-сфере разработаны специальные условия, как нужно представить свой бренд, чтобы именно вас запомнили. В дальнейшем проходит этап продвижения своего бренда, закрепление репутации, и, конечно, ваши клиенты и их отзывы о компании будут залогом вашего успеха. В этой части хочется упомянуть о таком понятии как «умышленная порча деловой репутации», когда конкуренты, злопыхатели и просто добропорядочные граждане своими действиями пытаются помешать ведению вашего бизнеса. В таком ситуации нужно привлекать юридическую силу в борьбе с такими случаями.
Пятая ступень: юридически вопросы
Очень важный вопрос — «юридические аспекты», которые могут коснуться вашего бизнеса. Не переживайте, изучить все сразу их не получится, но хотя бы основные, которые связаны с налогами, формой вашего бизнеса и прочее изучить необходимо.
Получится какая-то картинка — это, на первый взгляд, сложно, но данный аспект необходимо изучить на первом этапе. К сожалению, по статистике только 30% вновь открытых бизнесов переживают первый год. Простой пример, связанный с предыдущим утверждением, как происходит прекращение деятельности той или иной форм собственности. Мы можем самостоятельно прекратить свой бизнес, это может возникнуть в результате нашего решения о ликвидации или по решению арбитражного суда. Если в отношении бизнеса принято решение о банкротстве, то такое решение выносится арбитражным судом. При признании должника банкротом арбитражный суд устанавливает важнейшие процедуры банкротства, в результате которых возможно и восстановление бизнеса. Главное — грамотно изучить вопрос и пути решения в любой сложной ситуации.
Шестая ступень: перепроверка расчетов
Проведя расчёт и изучив прочие моменты, мы с вами начинаем понимать, что сумма, о которой мы думали сначала, уже увеличилась, и ее нужно увеличить еще на 25% минимум, чтобы в период раскрутки своего хобби, простите Бренда, оставаться интересными для покупателей, так как новизна в производимых товарах является необходимым условием для хорошего старта, и нам нужно, чтобы покупатель привык к нашему бренду…
Обязательным условием ведения хорошего бизнеса является наличие страховки, которая покрывает некоторые риски и плюс дает нам возможность чувствовать себя увереннее в момент старта. Любой бизнесмен расскажет нам о резерве, которой в идеале должен быть и у вас. Многие покупатели хотят рассрочку платежа, резервирование понравившегося товара и другие дополнительные блага. Конечно, для таких целей лучше всего привлекать банк, но там у любого вашего покупателя попросят заплатить проценты, а это увеличит цену на ваш товар и, как следствие, снизит его привлекательность. Ваша собственная организация внутри бизнеса тоже требует запасов, так как перебои с поставками, задержки по вине третьей стороны, отвечающей за доставку, могут сорвать план ваших работ. Поэтому считаем, перепроверяем и еще раз пересчитываем.
Седьмая ступень: слова, двигающие продажи
Проведя очередную серию расчётов, мы начинаем думать о слогане, таком, который запомнится, не будет слишком сложным и будет напрямую ассоциироваться у покупателей с нашим бизнесом.
Любой помнит слоган NIKE «Just Do It», и конечно, средства, потраченные на продвижение, были колоссальными, но последующая прибыль окупила все. Каждый покупатель хочет иметь качественный товар и готов платить за него чуть больше.
Другим примером является компания Starbucks. Слоган «Ты и Starbucks. Больше, чем кофе».
Пример раскрутки бренда в Милане, в Италии, стране, помешенной на кофе. Если вы попросите капучино не в тот час дня, вас посчитают не совсем адекватным. Как завоевать рынок компании, в основном ориентированной на недорогом кофе? Очень просто. Изменить стратегию в корне. Итальянцы обожают кофе, как и сам процесс его приготовления. Starbucks решил совершить маркетинговый прорыв в сердца итальянцев и туристов. Куплено огромное здание почти в центре и... поставлено производство по переработке кофе в самом центре кафе. Далее барные стойки с колбами и трубками — уже похоже на лабораторию, маги — это официанты, вы погружены в процесс, и кто уже думает о цене? На какие слабости сделан расчёт? В меню около 30 разных напитков из кофе, цена 5-8 евро за кружку. Далее, пачка кофе 250 грамм уже стоит 16 евро (если берете зерна себе на вынос). Но всего сортов кофе на момент нашего посещения было 6! Всего 6, но завоевание рынка в стране, где кофе боготворят — дело стоящее. Очереди на вход ежедневно. Итак друзья, главное — расчёт.
В некоторых странах Starbucks имеет не совсем успешную репутацию, и причина — налоги, вернее, способ их оплаты :) Но кофе вне политики, почти всегда.
Восьмая ступень: получение средств для открытия бизнеса
Завершающим этапом будет нахождение необходимых средств — накопления заработанные вами, или же идем с бизнес-планом в банк и просим кредит на открытие бизнеса. Наш бизнес-план будет проверен и (если вы хорошо поработали над ним) — одобрен.
Конечно, мне многие возразят — нереально получить заем в банке под новое дело. Сейчас уже реально, главное — вы должны принести не только бизнес-план, но и образцы своей продукции, доказать ее конкурентоспособность на рынке, показать вашу коммерческую жилку. Возможно, показать фотографии довольных обладателей, которые этой продукцией уже пользуются, ведь вы ее им подарили, и они вас просят сделать еще и еще. Они могут написать официальные письма, где подтвердят ваши слова. А это уже непросто, на это уже нужно тратить все свое свободное время, ведь спрос растет, а у вас это просто хобби, и есть еще основная работа, которая отнимает драгоценное время.
Я знала много успешных офисных работников, которые каждый месяц получают зарплату, занимаясь нелюбимым делом. Так сложилось. В свободное время они рисуют, изготавливают живой суперполезный шоколад, придумывают новые дизайнерские проекты, шьют креативную одежду. И говорят одно и то же, думаю, могу даже не писать, что. Но есть и такие, у которых действительно весомые обстоятельства, и им неоткуда взять те самые средства. Парадокс в том, что люди, действительно увлеченные — совмещают, и как только понимают, что могут прекратить заниматься нелюбимым делом в целях выживания, начинают любимое хобби считать своей основной работой.
Девятая ступень: превращение хобби в бизнес
И вот долгожданный шаг — вы начинаете превращать свое хобби в бизнес. Думаю, первоначально вы начнете работать самостоятельно, так как вам необходимо изучить, как будут работать все этапы Вашего Дела. Это необходимый старт для любого будущего руководителя, который не хочет разориться из-за нерадивости своих работников. В моей стране существует негласное правило — руководитель, проработав полдня на своей должности, оставшиеся полдня идет и работает на разных этапах производства. Да-да, он, помимо изготовления, и упакует, и с клиентом пообщается… в общем, это не только «рукой водить», но и смотреть, как твои управленческие решения доходят до стадии реализации, и какие проблемы на всех этапах еще требуется устранить, кого-то научить и пр., пр., пр… на этом этапе самое интересное только начинается. Очень редко у человека бывает врожденное качество коммуникации с другими людьми.
На курсах по управлению бизнесом приводят пример об экспедиции, которая отправилась в горы и попала под снежную лавину. Изначально подъем был опасен в таких условиях, но не все в группе знали об этом. В результате неграмотных действий руководителя экспедиции группа оказалась разделена на две части, в одной из которых были пострадавшие, но живые люди. Из-за отсутствия общения со стороны всех членов команды и неумелого руководства через несколько часов большая часть погибла. Этим примером побуждают к осознанию меры ответственности за неслаженные действия команды. Вывод на поверхности – совершенствуясь сам, совершенствуй других.
Мои дорогие друзья, старалась писать простым и доступным каждому языком. Конечно, пути развития у каждого будут свои, но я вам искренне желаю Успехов в реализации своих целей и сохранению интереса к любимому делу на стадиях становления и развития бизнеса.