Мокуме Гане: технология
Начиная разговор об украшениях в стиле мокуме гане, следует сначала определить, что из себя представляет технология мокуме гане и какова её история.
Издревле мастера стремились сочетать в одном изделии свойства различных металлов, играть на их цветовых контрастах, патинах и покрытиях. Так родилось всё богатство декоративных техник работы с металлом: всечка, инкрустирование, патинирование, эмалирование и прочие, мокуме гане в их числе.
В основе технологии лежит принцип диффузионной сварки (или сварки пограничным слоем) пакета пластин из разнородных металлических сплавов. По этому принципу мокуме гане стоит в ряду таких металл-металлических композиционных материалов как тимаскус (timascus — сварка пакета пластин из разнородных сплавов титана), тикрон (ticron — сварка пакета пластин из сплавов титана и циркония), дамасская сталь (сварка пакета пластин из разнолегированных сплавов железа), булат или индийский вутц (кристаллизация стальных дендритов в расплаве чугуна).
Принято считать, что мокуме гане как технология рождена в Японии, по крайней мере, древнейшие из сохранившихся образцов и само её название имеют японское происхождение и датируются XVII веком. Здесь уместно усомниться, что человечество лишь один раз за всю историю нашло этот путь. Диффузионная сварка сейчас активно используется в промышленности, но есть и более ранние свидетельства ее применения. Вероятно, она была известна в Южной Индии начала ХХ века. По крайней мере, похожие на неё изделия я нашёл в “National Handicrafts and Handlooms Museum” Нью-Дели. Здесь мы, скорее всего, имеем прекрасный пример конвергентной эволюции в ремёслах. Самое интересное, что в Индии мокуме гане применялась именно в той области, в которой сейчас остаются непревзойдёнными японские мастера — в изготовлении крупных предметов интерьера: сосудов для воды, ваз, кувшинов, гарнитуров для чайной церемонии.
Традиционно в Японии для мокуме гане применялись разнообразные сплавы меди: шибуичи (shibuichi — медь с серебром), шакудо (shakudo — медь с золотом), куромидо (kuromido — медь с мышьяком), бронзы, латуни, плюс золото и серебро. Устоявшихся составов в кустарных мастерских не сложилось, каждый мастер экспериментировал с лигатурами (присадками к базовому металлу) и добивался своих авторских решений.
Во второй половине XIX века технология впервые попадает в Европу, но остаётся малоизвестной. Её расцвет начинается только столетие спустя, во второй половине XX века и по другую сторону Атлантики – в США. Именно там, в мастерской Иллинойсского университета (Southern Illinois University Carbondale) были отработаны технологии и подготовлено большое количество высококлассных специалистов.
Современные изделия мокуме гане — это наследие более чем трёх веков творческого поиска, экспериментов, проб и ошибок, находок и озарений. В обиход вошли многокомпонентные сплавы золота, платины и палладия. Цифровые контроллеры точно выдерживают необходимые для спекания пакета температуру и давление, множество специализированных инструментов позволяют раскрыть красоту металла. Но, как и прежде, львиная доля работы — кропотливый ручной труд мастера, создающего неповторимые произведения искусства.
P.S.: Необходимо упомянуть в этой статье всемирно известных мастеров, чьи творения восхищают и вдохновляют меня на дальнейшее постижение тонкостей работы.
Япония: Norio Tamagawa
США: James Binnion
США: David Barnhill
США: Steven Midgett