Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > Прекрасные сокровища скифов

Прекрасные сокровища скифов

Виды творчества:   Работа с металлом > Литье
Работа с металлом > Чеканка металла
Прекрасные сокровища скифов | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

В своей прошлой статье  я поделилась с вами впечатлениями от посещения азовского музея. Выполняю обещание, и на этот раз рассказ будет о сокровищах скифов. Фотографии сделаны моим мужем. Принимая во внимание освещение в музее, прошу простить нам некоторые погрешности.

История  причерноморских и приазовских мест многообразна, и важное место в ней занимает  скифский народ. Скифы - это ярчайшая страница в истории этих мест, начатая в VII-VI вв. до н.э.  Этот загадочный народ отважных воинов, умелых скотоводов и искусных ремесленников создал собственную высокую цивилизацию. Сокровища скифов поражают, изделия, найденные в курганах, показывают мастерство и богатство этого народа.

Скифские племена были одними из самых больших любителей золота в древнем мире. Золото символизировало у народов скифского мира бессмертие, всемогущество, свет и солнце. Оно сопровождало их всегда и везде: от детской колыбели до могильного кургана. Некоторые историки, в числе которых был и Геродот, даже считали, будто скифы не знали других металлов, кроме благороднейшего из них. Однако в соответствии с данными раскопок, они использовали и серебро, и медь, и бронзу. Но основным оставалось золото.

скифысокровищасокровища скифов

украшения

1 фото - детали наборного пояса, 2 - фалар конской сбруи, 3 - уздечный набор,

4 - пронизи (украшения конской упряжи и уздечки)

Большинство исторических и археологических источников сходятся во мнении, что скифское искусство пришло из Греции. Вполне вероятно, что в силу своего воинственного характера большое количество сокровищ было украдено ими, так как еще Геродот писал, что помимо сбора дани на своих территориях, они промышляли и грабежами. Также скифские мастера могли создавать изделия, подобные греческим.

Существенное большинство находок было обнаружено при раскопках могильных курганов. Скифские курганы - памятник мирового значения. Среди захоронений бронзового века в Европе по богатству находок с ним могут соперничать только знаменитые микенские гробницы в Греции. Сокровища из них хранятся в особой кладовой Эрмитажа и других музеях.

азовазовский музейПредметы, найденные при раскопках мужского (сверху) и женского (снизу) курганов

Скифы создали свой особый стиль в искусстве,  условно называемый в литературе «скифский звериный стиль», скифские ювелиры изображали животных в различных видах и сочетаниях. Натуралистические фигурки львов, тигров, барсов, лошадей, баранов, горных козлов украшали одежду, оружие, посуду, предметы культа.

история

Что же означают скифские изображения зверей? Одни ученые полагают, что им приписывали магическую силу — способность передать человеку завидные свойства животных. Например, изобразив на рукояти меча орлиный глаз или львиную голову, желали наделить воина силой и зоркостью. Другие ученые считают, что звери были символами скифских богов. Третьи думают, что образы животных обозначали положение их владельцев в скифском обществе.

история искусства

наши предки

Скорее всего, ближе всего к истине мнение тех, кто находит в искусстве звериного стиля мифологическое описание вселенной. Известно, что в скифской картине мира птицы были связаны с небом (верхним миром), копытные животные — с землей (средним миром), а хищные звери — с подземным царством (нижним миром). Устройство вселенной, состоящей из трех миров, повторялось в разделении общества на три сословия, а страны — на три царства. Поэтому такое понимание предметов звериного стиля включает в себя и все прочие значения — магическую силу, указание на богов-покровителей и на принадлежность владельцев к определенным сословиям или царствам.

музейзолото

Внешний облик скифов можно хорошо представить себе, видя изображения их на различных золотых или серебряных сосудах и на других драгоценных изделиях, найденных в скифских курганах. Богатые скифы украшали свою одежду нашитыми на нее золотыми бляшками (см. фото ниже).

золотойНашивные бляшки от конской накидки - попоны

Обязательной принадлежностью скифа было оружие – короткий железный меч-акинак, висевший на поясе справа, лук со стрелами, которые носили в особом футляре - горите, подвешенном к поясу с левой стороны. Горит, ножны меча, часто имели золотую обивку и украшались изображениями фантастических существ.

Меч и ножны меча (золото, бирюза, сердолик, лезвие из железа)

Женскую одежду восстановить труднее, так как изображения женщин немногочисленны. Основным источником для восстановления женского костюма остаются женские погребения. Скифские женщины носили одежду из шерсти, растительного волокна конопли и кожи. Наряд скифянок во многом зависел от их социального положения. Одежда простых женщин чаще всего состояла из длинного платья, поверх которого носилась накидка. Наряды знатных скифянок обычно расшивались множеством золотых пластинок и бляшек.

Серьги, ожерелья, гривны и перстни из золота, серебра или бронзы, стеклянные или пастовые бусы, многочисленные золотые нашивные бляшки дополняли одежду любой скифянки.

В период походов скифов на восток и сразу после них скифская культура испытывала влияние Передней Азии, в VI-V вв. до н. э. и особенно в IV в. до н. э. - влияние Греции (царские курганы). К середине III в. до н. э. скифская культура исчезает с вторжением в Северное Причерноморье сарматских племен.

Понять истинное значение древних произведений искусства сложно. Так, ранняя культура скифов, удаленная от нас на два с половиной тысячелетия, не подкрепленная письменными свидетельствами, в настоящее время существует лишь в предметах материальной культуры и представляет собой безграничное пространство для изучения.

Благодарю за внимание! Если статья Вам понравилась, добавляйтесь в круг, чтобы не пропустить новые интересные статьи)))

Хочу выразить отдельную благодарность сестре моего мужа Арепьевой Наташе (студентке ДГТУ) за предоставленный текстовый материал.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email