«Если это чудо, то достаточно будет свидетеля, если же это факт — необходимы неопровержимые доказательства» (Марк Твен).
И вот они...
Оказывается такой вид искусства, как живопись на пауитне, появился в Тирольских Альпах, а точнее в долине Пустерия в южном Тироле, близ города Брунико, свыше 200 лет назад.
Его создатели, тирольские крестьяне, разработали технику рисунка на одном из самых непрочных материалов в природе — на паутине, которую они собирали с деревьев в своих садах или с потолков и углов домов. Кроме того, известно имя создателя. Им является некий Элиас Прюннер, который и «изобрел» живопись на паутине. Что сподвигло его на это необычное занятие, доселе не понятно, но... до настоящего времени сохранилось около 100 миниатюр, выполненных на паутине! Большинство из них находится в частных коллекциях, остальные картины — собственность монастырей (самые первые картины — «паутины» были со святыми) и музеев.
Живопись на паутине очень прозрачна. Обычно такие картины вывешивались в окне, чтобы можно было рассматривать их на свет с любой стороны. Иногда их заключали между двумя стеклами в красивую деревянную рамку.
Наряду с уникальностью «полотна» поражает и то, что техника выполнения этих миниатюр очень разнообразна! Некоторые из них написаны акварелью, другие отпечатаны на паутине, как обычные гравюры, третьи представляют собой тончайшие рисунки китайской тушью. Художники работали очень тонкими кисточками, сделанными из перьев бекаса, так как перо несомненно порвало бы паутину.
В качестве «полотна» использовалась либо паутина обычных пауков, либо шелковистые прозрачные нити, выделяемые гусеницами шелкопряда. В описаниях этих рисунков обе разновидности «полотен» называются просто паутиной. А некоторое различие между ними можно уловить разве только с помощью микроскопа. Средние габариты таких картин не превышали размеров современной почтовой открытки. Самая маленькая имела длину 10 см и ширину 7 см. Перед началом работы паутина подвергалась обработке: ее очищали и натягивали на картон, образуя некий тонкий холст. Иногда для большей прочности ее пропитывали молоком, разбавленным водой.
Большинство картин на паутине — это миниатюры, сделанные акварелью с примесью белка. Часть картины красками не покрывалась, а создавался только прозрачный фон, что подчеркивало необычность материала. Создавалось такое впечатление, будто фигуры плавают в невесомой дымке. Такие тонкие детали, как глаза, волосы, рисовались легкими мазками, а цветы, гирлянды и ленты, которыми чаще всего обрамляли само изображение, наносились густым слоем краски. В углу миниатюры художник обычно изображал маленького паучка. Такая эмблема символизировала то, что «полотно» изготовлено из паутины. Чаще всего художники изображали Мадонну или женские портреты.
Слева — акварельный портрет Филиппинской Вельсер, жены эрцгерцога Фердинанда II, выполнен на сверхтонком полотне, сделанном из паутины
Но, самое удивительное то, что паутина служила материалом даже для гравюр. Как такой тонкий материал мог выдержать сложный процесс печатания с металлических пластин?! Но тем не менее паутина натягивалась на плоскую поверхность и подвергалась давлению под прессом. По мере того как методы распространялись, картины-«паутины» стали встречаться в домах обывателей — их можно было купить на ярмарках. Эти картины уже стали вывозиться в Англию, Северную Америку и Германию. Тема сюжетов стала также более разнообразной. В XIX и начале XX века художники паутины Инсбрука рисовали пейзажи и сцены с участием местных крестьян, а также сцены войн независимости.
К сожалению, до нас не дошло ни одной картины, подписанной самим Элиасом Прюннером, да и известно о нем очень мало, кроме того, что он творил в середине XIII века. Многое в работе Прюннера остается тайной и по сей день. И хотя профессиональные художники называли его «посредственным» живописцем, его картины впоследствии очень тщательно разыскивались.
67 из 100 сохранившихся картин принадлежит кисти ученика Элиаса Прюннера — Иоганну Бургману. Его называют самым плодовитым художником паутины конца 1700-х начала 1800-х годов. Писал он в основном для южнотирольских церквей. Еще 4 гравюры принадлежат кисти родственника Элиаса Прюннера — Иоганну Прюннеру. Он первый предпринял попытку создать гравюру на паутине. Его тончайшая гравюра «Мадонна с младенцем» — самая старая из дошедших до нас.
«Мадонна с младенцем» — одна из первых гравюр на паутине. Честерский собор, Англия.
Картина на паутине, которой больше 100 лет
Акварельная картина Иоганна Бургмана из «Книга семи печатей»
Из коллекции Библиотеки Северо-Западного университета (США)
Из коллекции Библиотеки Северо-Западного университета (США)
Из коллекции Библиотеки Северо-Западного университета (США)
Из коллекции Библиотеки Северо-Западного университета (США)
Из коллекции Библиотеки Северо-Западного университета (США)
После смерти Бургмана в 1825 году техника живописи на паутине почти угасла. Но в конце 1890-х годов некая Энн Брэдшоу Клоптон (1878 — 1956) обнаружила это ремесло, прочитав о нём в журнале, когда ей было 11 лет. Она начала пробовать и, в конце концов, освоила секреты искусства. Десятилетиями Энн училась распознавать виды пауков, которые плели самые плотные паутины, и времена года, когда паутины становились наиболее сильными. Она разработала собственные смеси красок, которые сопротивлялись провисанию, растрескиванию или разрыву полотна. Краску она применяла в микроскопических дозах, используя увеличительное стекло и кисть с одним волосом, тщательно заполняя промежутки между отдельными точками. Даже самое маленькое произведение занимало много недель, потому что заполнить нужно было тысячи точек.
В 1926 году Энн и её семья переехали в новый дом, где рабочим кабинетом художницы стал шкаф. Впоследствии — туристическая достопримечательность под названием «Шкаф Леди Паутины». Художница могла написать около 20 картин в год и продавала их по 75$ за штуку. В 1939 году она даже выставляла свое искусство на Всемирной выставке в Нью-Йорке и была показана в кинохронике «Индустрия на параде». Но на выставке очень многие из картин были безнадежно испорчены, так как посетители хотели проверить их на подлинность и протыкали острыми предметами, вследствии чего большинство этих хрупких картин были попросту уничтожены. Некоторые из них после ее смерти были пожертвованы Национальному музею американской истории в Вашингтоне, округ Колумбия. Некоторые сохранились в её доме в Хантсвилле, штат Алабама. И здесь стоит отметить, что сохранялись они благодаря Рону и Джеррин Грей, которые в 2007 году выкупили этот дом и превратили его в небольшой музей и магазин подарков New Age. «Мы знали о ней, когда купили дом, — сказал Рон. «У него была история, и мы хотели ее сохранить». Им удалось восстановить даже часть гардероба Энн, потратив на это целых три года.
Старый шкаф Энн и сейчас наполнен её оригинальными художественными принадлежностями: древними тюбиками с краской, крышками для бутылочек для смешивания, крошечными кисточками.
Художница за работой в шкафу
Версия паутины Президента Мак Кинли Энн Брэдшоу Клоптон, 1902 год.
Среди других полотен в музее выставлены: «Портрет женщины» (возможно самой Энн в молодом возрасте), картина одной из её кошек, её дома и внука Бобби
Старые художественные принадлежности Энн. На фото её внук Бобби.
Дом-музей Энн Брэдшоу Клоптон и магазинчик Рона и Джеррин Грей
В наше время известен пока лишь один мастер — австрийсикий художник Юстинус Содан. Его картины даже присутствовали на одной из выставок в Вене. Но, к сожалению, фото его работ мне найти не удалось, но если кому-то что-то известно о нем и его творчестве, напишите пожалуйста.