Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Хендмейд как бизнес > Слово о демпинге

Слово о демпинге

Виды творчества:   Разные виды творчества
Слово о демпинге | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Давненько что-то я ничего не писала. Не до того было - все время уходило на борьбу с неприятностями. Но полоса разномастных пакостей судьбы кажется, закончилась, и я опять раздумалась о рынке хендмейда. И почему-то вот о демпинге. Наверное, потому, что и его есть соблазн отнести к пакостям судьбы в свой адрес. И ведь часто так и относят.

Но на самом-то деле демпинг - всего лишь один из механизмов рынка, который не плох и не хорош. Он просто есть, и от наших ругательств никуда не денется, ибо законы экономики  так же неотвратимы, как законы природы. И потому предлагаю просто разобраться, что же он такое, и как он работает. Когда стоит задуматься о его использовании, а когда  - о защите от оной угрозы.

Ну, во-первых, демпинг - штука противная далеко не всем. Вот покупателям, к примеру, он очень даже пользителен. Вспомните, как вы радуетесь, если удается купить качественный товар по невиданно низким ценам. Думаю, у каждого есть знакомые виртуозные покупатели, которые умудряются покупать супер-вещи по нереально низким ценам. Распродажи, акции, специальные цены - вот источники их невиданных покупок. А что это такое, если не тот самый демпинг?!

Чтобы не оставалось сомнений, вспомним определение. Ну, хотя бы из Экономического словаря:

Демпинг (от англ. Dump - сбрасывать) - продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньшим средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость (издержки производства и обращения). Чтобы снять возможные вопросы и возражения, дополню это определение: заметьте, речь идет не о подделках или копиях низкого качества, а именно об одинаковом продукте по более низкой цене.       

                                                 демпинг             

Цены ниже принятых на рынке - уже демпинг, смекаете? А цены ниже себестоимости - всего лишь частный случай.

Для чего это нужно? Думаю, ответ очевиден, но на всякий случай все же повторю. Во-первых, для привлечения новых покупателей. И чаще всего не просто новых, а тех, что уже покупали в другом месте, но не у вас.

А еще для быстрого входа на рынок с высокой конкуренцией. Если б вы просто пришли, то за место под солнцем пришлось бы воевать очень долго. А если прийти с  завлекательно низкими ценами, то шанс быстро привлечь покупателя сильно повышается.

А еще - для выживания с рынка конкурентов. Это как раз случай с ценами ниже себестоимости. Долго так не протянуть - а значит, рынком завладеет сильнейший. Ну, или хитрейший. 

                                                    рынок

А что же с хендмейдом? Нужен тут демпинг или нет? И если нужен, то кому и в каких случаях?

Разберемся для начала с крайним случаем - демпингом с ценами ниже себестоимости. Бывает такое? Ну, точно не скажу, но жалобы такие я встречала. Как уже отмечено выше, такой вариант оправдан в случае, когда демпингующий продавец решил стать монополистом, выжив с рынка всех, кто не имеет возможности продавать по ценам ниже себестоимости. Но чтобы выдавить с рынка всех (ну, или большинство) конкурентов, с низкими ценами надо прожить довольно долго. Реально ли такое для рынка хендмейда? Думаю, что вряд ли. Объяснение простое - во-первых, мастеров в каждом жанре много, и стать монополистом практически нереально. Во-вторых, вещицы, сделанные руками, не могут быть абсолютно одинаковы, и часто их даже сравнивать между собой непросто. Хотя, вроде бы, вот сто кукол, а вот - двести браслетов. Или пятьдесят вышитых брошек. Или триста вязаных носочков. Но одинаковы ли они? - Нет!!! А в-третьих, покупатели-то ручной работы - тоже непростые люди. Они часто приходят к нам не просто за вещью, а за определенным настроением, флером, характером, которые есть только у одного, много - трех человек. Ну, какой тут монополизм?! Так что, мой вам совет: если и встретится вам конкурент с нереально низким ценами, сильно-то не волнуйтесь - особого урона вашим продажам ему нанести не удастся. Он либо быстро скиснет, либо начнет подтягивать цены к среднерыночным.

                                             маркетинг

Тогда зачем же делаются такие вещи?  Точно не скажу, но попытаюсь. Думаю, что часто, очень часто те, кто говорит о ценах ниже рыночных не учитывает того, как и из чего складывается себестоимость вещи у разных людей.

И вот тут мы переходим к более распространенному варианту демпинга - цены ниже среднерыночных, но все же выше затрат. И таких вариантов всегда, в любых продажах более, чем достаточно. Но самое-то интересное то, что демпингующие  в таком стиле граждане  зачастую ухитряются зарабатывать далеко не меньше, чем те, у кого средние расценки.

                                              хендмейд

Давайте разберемся, как такое может быть. Вариант первый - разная стоимость материалов. К примеру, один мастер живет в среднерусской глубинке, другой в Москве, а третий - в Таиланде. И все работают с серебром. По собственному опыту знаю, что в Тае, да еще в центральной части страны, серебро стоит намного дешевле, чем даже китайское на ebay. То есть, тайский мастер имеет под  боком отличный выбор по самым лучшим ценам. Москвичу похуже - надо либо заказывать из того же Тая, либо покупать на ebay, либо, к примеру, идти на рынок в гостиницу Севастопольскую. Мастеру из глубинки может быть еще сложнее. Особенно если с английским не очень сложилось. Тогда выход один – заказывать у посредника. Естественно, что стоимость серебра для него будет гораздо выше.

Если учесть, что московских и питерских мастеров  очень много, то и среднерыночные цены, получается, формируют именно они. И если за работу все трое из примерчика возьмут денег одинаково, то получится, что тайский мастер демпингует. А дальше у него появляется выбор - то ли ставить среднерыночную цену, и заработать больше, то ли оставить среднерыночную стоимость работы в надежде, что так продастся быстрее.

А вот вариант номер два - материалы стоят одинаково, а цена за работу отличается. Возьмем другой примерчик - мастера из Западной Европы,  из небольшого российского городка, и, скажем, из Таджикистана. Не секрет, что средний уровень дохода на душу населения в этих трех точках очень разный. Значит, для того, чтобы обеспечить себе одинаковый уровень комфорта, европейцу, россиянину и таджику понадобится разное количество денег. А раз так, то желая заработать на один и тот же хлеб с маслом, они выставят  работы по разным ценам.

Ну, и последний, третий вариант - мастер ухитрился придумать нечто простое в исполнении, но очень симпатичное, что составило вам конкуренцию и оттянуло покупателей. Или по-другому: кто-то из конкурентов делает то же, что и вы, но по другой технологии, и получается и дешевле, и быстрее. Признаюсь честно, что вторая версия более характерна для производства, но и в хендмейде такое встретиться может. Ну, к примеру когда в валянии стали использовать шлифмашинки. И что тогда? Пока секрет не раскрыт, изобретатель будет пользоваться своим преимуществом. Но идеи, как известно, частоприходят в голову сразу многим людям. А еще их трудно защитить, и еще труднее уберечься от воровства. Поэтому единоличное володение выгодным секретом - штука априори недолгая и ненадежная.

"Ну, и что мне со всем этим делать?!" - спросите вы. Для начала я, пожалуй, еще разок повторю, что демпинг - всего лишь инструмент рынка. И сам по себе он ни плох и ни хорош. Так же, как молоток, который может помочь забить гвоздь или сделать шикарное проволочное колье, а может треснуть по пальцу, призвав на свою железную голову фонтан многоэтажных проклятий.

Итак, для чего нам в хендмейде может пригодиться демпинг?

                           хендмейд как бизнес

Ну, во-первых, чтобы наработать себе репутацию  и имя. Если вы решили попробовать себя в том жанре, где и так уже полно работ, авторитетов, и со свободным местом боооольшие проблемы, для начала можно попробовать и низкие цены. Только стоит сразу подумать, насколько низкие. И как и когда вы их будете приводить к приемлемому уровню.

Или вот еще вариант: вас не устраивает объем продаж - хочется, а главное, можется, делать и продавать больше. Тогда один из вариантов - снизить цену, и заработать больше за счет оборота. Только тут надо все хорошо рассчитать, чтобы не получилось длинной очереди, срывов сроков или работы в убыток.  

Или еще: Вам деньги нужны срочно, и вы готовы получить за работу меньше, но быстро. В этом случае существенное снижение цен тоже вполне может дать нужный результат.

Думаю, это далеко не все варианты использования демпинга. Но, пожалуй, самые очевидные и часто встречающиеся.

Ну, положим, с тем, как и зачем может пригодиться демпинг, вчерне, вроде, разобрались.

Теперь настал черед посмотреть на это рыночное чудище с другой стороны - это когда демпингу подвергаются ваши работы и ваши цены. Ну, или вам так видится ситуация. На мой взгляд, решение вопроса не так уж зависит от того, действительно ли имел место демпинг или это только показалось. Тут важнее другое - ваша реакция и те шаги, которые будут предприняты. Можно, конечно, конечно встать на путь войны, и начать энергично отстаивать свое право собственности на идеи и технологии... И даже, вероятно, добиться успеха. Но этот путь мне лично не кажется оптимальным.   Заметьте - не неправильным или недостижимым, а именно неоптимальным!

Вспомним историю: если бы не перехваченные когда-то идеи и демпинг, персональные компьютеры до сих пор стоили бы как квартира в Москве, и мы просто не получили бы возможности сейчас общаться в Инете. И цифровое фото использовалось бы исключительно в военно-космических целях из-за своей  дороговизны... А если заглянуть подальше в историю, то и фарфоровые чашки были бы музейной редкостью. Как и одежда из шелка, которую могли бы себе позволить  только олигархи. 

Какова же альтернатива? Развитие! Непрерывное совершенствование! Неустанное движение вперед! Да - обидно, когда не удается снять все сливки с удачной идеи! Да - хочется наслаждаться плодами своих трудов без "помощников"! Но, но... Но!

                                                  творчество

Крайне редко бывает, что идея приходит ровно в одну голову. И еще реже - что увидев интересное решение, никто не задумается, как же это сделано, и не найдет разгадку. Конечно, можно запатентовать свою находку. Но стоит вспомнить, что достаточно изменения одного из ингредиентов в составе краски, к примеру, или одного элемента крепления, и нужен новый патент. Стоит задуматься: а оно вам надо?

Альтернатива же в том, чтобы непрерывно искать новое, развиваться, и каждый день иметь в рукаве десяток новых идей на случай, если кто-то решит продавать аналоги ваших работ по более низким ценам. Разве это трудно для действительно творческой личности?! По мне, так самое сложное - не обидеться, не расстроиться, не опустить рук и не поддаться желанию доказывать свое первенство, тратя на это прорву бесценного времени. Даже есть это 100% истина. Где бы сейчас были, к примеру, такие компании, как Ксерокс, Кэнон, Тефал, Сони, если бы они сконцентрировались только на защите своих первых удачных находок? Кто бы вспомнил Шанель, Сен Лорана, Кардена, если бы они продолжали лишь тиражировать первые удачные модели...

Путь постоянного новаторства - лучшая защита от демпинга. Но не единственная!

Конечно, регулярно придумывать новое, "слизывать сливки" на рынке, а потом бежать дальше, как только появятся первые предложения с пониженными ценами - это то, к чему мне лично хочется стремиться! Но это тяжело, непросто, и, возможно, не для всех приемлемо.

Альтернатива этому пути есть, хоть тоже и непростая. Имя ей - мастерство! Если вы не готовы постоянно размышлять над новинками, можно оторваться от угрозы демпинга, делая вещи, которые под силу повторить хорошо, если двум-трем мастерам. Становясь человеком уникальной квалификации, вы оставляете соперников так далеко позади, что о каких-то угрозах своему бизнесу можно вовсе не волноваться. Вглядитесь - чаще всего ценовые войны идут там, где есть вал предложений! А где вещи действительно уникальны, демпинг "не растет", потому что нет почвы!

                                                   творческий процесс

Но есть еще и третий путь защиты от злых демпингистов (или демпингеров?) . Это – выстраивание отношений с покупателями. И это как раз – самое что ни на есть подходящее для хендмейда дело!  Как я уже упоминала выше, ручная работа для большинства – это не насущная необходимость, а получение от жизни новых красок, эмоций, радостей. А раз так, очень многое значит образ мастера – то, как он преподносит свои вещицы, как общается, каким флером и настроением окружает свою работу. А это значит, что если выработать свой стиль, если быть не просто надежным и корректным, но еще и самобытным, то покупатель захочет прийти именно к вам, невзирая на более выгодные варианты. Ведь он получает не просто милую вещицу, а заряд хорошего настроения, концентрат  радости, тепло рук.

Так что, дорогие мои коллеги, а также любимые покупатели, как мастер,  я не боюсь демпинга, и вас призываю к тому же. А как покупатель, стараюсь выискивать новых, нераскрученных еще авторов, и покупаю у них замечательные вещи по невысоким пока(!) ценам.

И я совершенно уверена, что пройдет месяц-другой, максимум полгода, и мои волшебные покупочки будут стоить намноооого дороже, а мастер, у которого я стала одной из первых покупательниц, встанет в один ряд с самыми  лучшими и известными. Во всяком случае, я им этого от души желаю!

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email