Обновление пароля

 >  >  >  > История парфюмерии. Часть 1.

История парфюмерии. Часть 1.

История парфюмерии. Часть 1. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

История парфюмерии неразрывно связана с историей человечества. Люди еще не умели печь хлеб, но уже широко применяли благовония. В гробницах фараонов Древнего Царства были найдены сосуды со следами благовоний. Греки и римляне оставили замечательные образцы флаконов в виде миниатюрных амфор. Древнерусские красавицы использовали специальные височные украшения в виде подвесок, в которые вкладывались ароматические вещества; при ходьбе подвески раскачивались, и вокруг распространялся приятный запах. Флаконы для духов из благородных металлов, украшенные драгоценными камнями, делались ювелирами и в Средние века, и позже.

Во времена нашествия варваров употребление ароматов в Европе прекратилось вплоть до 12 века. К этому времени арабы уже изобрели перегонный куб и улучшили технику дистилляции. Собственно парфюмерия в буквальном понимании слова — это курительные предметы, средства для ароматизации воздуха путем сжигания душистых веществ. Современная парфюмерия включает в себя огромный ассортимент «душистых» изделий. Но для этого парфюмерному искусству пришлось пройти очень долгий длинный путь. Лишь в 14 веке рождаются первые в мире жидкие духи на основе спирта и эфирных масел, их использовали под названием «ароматических вод». Человечество открыло для себя мир ароматов в полной мере, парфюмерам необходимо было только стать проводниками между людьми и ароматами.

В Западной Европе в 12—13 века появились первые парфюмерные производства, в России же существовали зеленные лавки, где торговали различными лечебными снадобьями и предшественниками современной парфюмерии и косметики (белилами, благовониями, румянами). Многие появившиеся позже аптеки имели свои парфюмерно-косметические лаборатории. Фирма «Феррейн», владевшая знаменитой аптекой, в 1913 году выпустила более двухсот наименований духов, одеколонов и прочих парфюмерно-косметических товаров.

Несмотря на то, что в России парфюмерное дело зародилось на полтора столетия позднее, нежели в Западной Европе, по прошествии лишь четырех десятилетий знаменитые французы были вынуждены потесниться на парфюмерном олимпе.

И хотя становление российской парфюмерии было связано с выходцами из европейских стран, имевших богатый опыт и традиции, парфюмерное производство, перенесенное в Россию, приобрело совершенно особый национальный колорит и самобытность.

Вся парфюмерная индустрия дореволюционной России была сосредоточена в руках десяти фабрикантов, небезуспешно конкурирующих с западноевропейскими производителями парфюмерии, число которых на рынке составляло более тридцати. А в ассортименте парфюмерной продукции в начале 19 века наши фабриканты превосходили даже именитых французов: в прейскуранте известной парижской фирмы Е. Пино значится 80 наименований духов, а десятью годами раньше товарищество Ралле выпустило более 160 наименований духов.

Родоначальником парфюмерной индустрии в России можно считать Альфонса Ралле. В 1843 году он основал парфюмерную фабрику, которая вскоре стала крупнейшим производителем парфюмерии в нашей стране. Фабрика А. Ралле была не только старейшей в России, но и собравшей огромное количество наград и гербов, полученных за качество своей продукции. Плюс почетное звание «Поставщик императорского двора». В преддверии большевистского переворота 1917 года фирмой «А. Ралле и Ко» руководил директорат во главе с Эдуардом Бо. Ассортимент ее продукции был сравним с ассортиментом лучших западных парфюмерных компаний. Так, в 1910 году «А. Ралле и Ко» произвела 675 наименований парфюмерных товаров.

история парфюмерии

Эрнест Эдуардович Бо, сын директора-распорядителя фабрики «А. Ралле и Ко», родился в Москве в 1881 году и наследовал дело своего отца, став парфюмером-лаборантом, а затем и кандидатом в директора. После переворота 1917 года семья Бо уезжает за границу. Спустя три года Эрнест Бо создает знаменитые духи «Шанель N 5». Франция обрела гениального парфюмера. А фабрика «А. Ралле и Ко» в 1918 году была национализирована и переименована в мыльно-парфюмерный завод N 7, а позднее — в фабрику «Свобода».

К началу 20 века Ралле пришлось посторониться, уступая дорогу и славу лучшего парфюмера России другому крупнейшему фабриканту — Генриху Брокару.

Золотой век русской парфюмерии неразрывно связан с этим талантливым человеком. Генрих Брокар был потомственным парфюмером. Еще в юности в Америке он занимался парфюмерным бизнесом настолько успешно, что получил медаль за качество своих изделий. В 1861 году Брокар отправляется в Россию и, влюбившись в Шарлоту Равэ, навсегда остается в Москве. Во время своей службы в качестве главного парфюмера на фабрике Константина Гика он изобрел новый способ изготовления концентрированных духов. Продав свое изобретение французской фирме, на вырученные деньги Генрих открыл собственное предприятие. С самого начала своей деятельности Генрих Брокар показал себя не только талантливым парфюмером, но и изобретательным торговцем. Его фирма приобрела невиданную популярность не только за отличное качество продукции, но во многом благодаря хитрым рекламным ходам.

духи

Свою деятельность Брокар начал с мыла. Но, несмотря на высокое качество продукции, богатые люди предпочитали пользоваться заграничным товаром, а бедные — мыло не использовали вовсе. И тогда Шарлота Брокар придумывает рекламно-маркетинговый ход: она предлагает создать дешевое мыло для малышей в виде зайчиков, собачек и кошечек, а для детей постарше — с буквами алфавита! Для взрослых же Шарлотта придумала разноцветное мыло в виде овощей. (Кстати, именно Брокар впервые стал использовать экологически чистые красители растительного происхождения). Такое мыло вполне могло служить, к примеру, гостинцем для мужиков, торгующих на ярмарке… Согласитесь, даже в наши дни парфюмерного изобилия необычное мыло — отличный сувенир, причем как для ребенка, так и для взрослого. Стоило же такое сокровище у Брокара всего одну копейку.

«С этой копейки ты и получишь свой миллион!» — сказала Шарлотта, и оказалась права. Копеечное мыло стало пользоваться неслыханной популярностью. А за ним и кокосовое — по пять копеек. Кроме того, Брокар придумал круглое мыло «Шаром», которое вместе с «Народным» получило в 1865 году серебряную медаль на Выставке русских производств в Москве. В 1869 году предприятие Брокара превратилось в мощную фабрику: котлы, машины. Начинается выпуск «Румяной» помады и пудры «Лебяжий пух».

В 1872 году на Никольской улице пышно открывается первый фирменный магазин Брокаров. В 1873 году Шарлотта Брокар передает Великой княгине Марии Александровне (дочери Александра II) букет восковых цветов, которые пахнут как настоящие! Уже через неделю Брокар становится придворным поставщиком великой княгини.

Тем временем производство продолжало расширяться: открывается еще один магазин в Китай-городе на Биржевой площади. К открытию придумали сюрприз новинку: мыло, помада, духи, одеколон, саше, крем — всего десять изделий в одной коробке. А главное — фантастическая цена в один рубль. Подогретая рекламой публика чуть не снесла только что открывшийся магазин. До приезда полиции было продано две тысячи наборов! «Это же успех», — радовалась жена. «Это слава…» — ответил довольный муж. Настоящая слава обрушилась на дом Брокаров после того, как Генрих Афанасьевич изобрел одеколон «Цветочный». Для его рекламы на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года построили фонтан, из которого вместо воды бил новый одеколон.

Газеты того времени писали о фонтане, как о чуде из сказки о царе Салтане. Он привлекал всеобщее внимание, люди снимали с себя верхнюю одежду, чтобы окунуть ее в ароматные воды. Дело опять дошло до конной полиции, но стражам порядка было не до людей — они сами норовили попробовать новинку. Реклама добилась своего — «Цветочный» стал первым массовым одеколоном в России. В 1883 году на Всероссийской выставке в Москве одеколон получил золотую медаль.

Вскоре Брокар создал великолепные духи с запахом сирени — «Персидская сирень». Это произведение уже по-настоящему оценили французы: духи получили не только популярность, но и наивысшую награду — Большую золотую медаль по разделу изящной и гигиенической парфюмерии на Всемирной выставке в Париже.

После смерти Генриха Брокара «Товарищество Брокар и Ко» с оборотом в два с половиной миллиона рублей перешло вдове Шарлотте Андреевне. А в 1913 году соратник Брокара парфюмер Август Мишель создал к 300-летию дома Романовых духи «Любимый букет императрицы». Духам суждена была долгая жизнь, и до нас они дошли уже под названием «Красная Москва».

Награды, полученные товариществом «Брокар и Ко»:

1865 г. Серебряная медаль на Выставке русских производств, г. Москва. Первая награда, полученная всего лишь за первый год работы Товарищества, и отметившая фабрикаты мыла «Шаром», «Народное». Отмечены также доступная цена при высоком качестве продукции.
1870 г. Диплом и Серебряная медаль на Всероссийской мануфактурной выставке, г. Санкт-Петербург. Награда за туалетное мыло «отличного достоинства, при весьма умеренных ценах» в очередной раз доказала популярность и доступность продукции Брокара широким слоям населения.
1874 г. Осуществлена давняя мечта Анри Брокара — Фабрика удостоена звания Поставщика Государыни Великой Княгини Марии Александровны, Герцогини Эдинбургской.
1882 г. Золотая медаль на Всероссийской Промышленно-художественной выставке, г. Москва. За «Цветочный одеколон» (фонтан).
1883 г. Серебряная медаль на Торгово-промышленной выставке, г. Рига. За высокое качество продукции.
1883 г. Золотая медаль на Всемирной выставке, Ницца. За высокое качество продукции.
1884 г. Большая серебряная медаль на Всероссийской выставке, г. Одесса. За высокое качество продукции.
1884 г. Высшая награда на Всемирной выставке, г. Бостон. За высокое качество продукции.
1888 г. Золотая медаль на Всемирной выставке, г. Барселона. За высокое качество продукции.
1888 г. Золотая медаль на Всемирной выставке, г. Брюссель. За высокое качество продукции.
1889 г. Золотая медаль на Международной выставке, г. Париж. За духи «Персидская сирень».
1890 г. Золотая медаль на Международной выставке, г. Мадрид. За высокое качество продукции.
1890 г. Высшая награда (почетный диплом и медаль) на Всероссийской выставке, г. Казань. За высокое качество продукции.
1890 г. Золотая медаль и звезда на Международной выставке, г. Брюссель. За высокое качество продукции.
1891 г. Серебряная медаль на Среднеазиатской выставке, г. Москва. За высокое качество продукции.
1893 г. Высшая награда на Всемирной выставке, г. Чикаго. За высокое качество продукции.
1896 г. Малый Государственный Герб на Всероссийской Художественно-промышленной выставке, г. Нижний Новгород. За неизменно высокое качество продукции, популярность и доступность разным слоям общества Брокару был пожалован Малый Государственный Герб — признание на официальном государственном уровне.
1900 г. Grand Prix на Всемирной выставке, г. Париж. За высокое качество продукции. После получения этой награды все парфюмерные дома Парижа, да и всей Европы признали Брокара как великого парфюмера. Эта награда стала венцом его карьеры и признанием в мировой парфюмерной индустрии.
1913 г. Товарищество «Брокар и Ко» удостоилось звания Поставщиков Двора Его Императорского Величества. Это — свидетельство высшего признания.

Изображения медалей и гербов ставились на большинстве парфюмерных флаконов, выпускаемых товариществом Брокара.

По своему уникальной личностью был фабрикант — кондитер Адольф Сиу. Кроме основной кондитерской деятельности, он выпускал «высшую парфюмерию».

В начале 20 века фабрика Сиу производила более 120 разновидностей духов и 30—40наименований одеколона. После революции торговый дом Сиу был национализирован и превращен в фабрику «Большевик».

Русский парфюмер и косметолог Александр Остроумов пришел в бизнес рядовым провизором и таковым именовал себя и на пике своей карьеры.

флакон

В 1885 году Остроумов изобрел мыло от перхоти, что сделало его более или менее зажиточным человеком и позволило открыть собственную парфюмерную фабрику. Следующее изобретение — крем «Метаморфоза» — возвысило Остроумова в ранг мировых знаменитостей. Производство названного крема продолжалось более тридцати лет.

С Остроумова началась косметология в России. В 1919 году на Тверской он устроил специальную лабораторию, которая в скором времени переросла в уникальный по тем временам и единственный в мире Институт врачебной косметики. Этот институт не обошли стороной многие артистические знаменитости, среди них Антонина Нежданова, Елена Степанова, Тамара Карсавина, Мария Петипа, Вера Пашенная, Надежда Плевицкая…

Обласканный артистической элитой России, получивший множество наград за качество своей продукции, Остроумов не принял советскую власть и покинул Россию.

Свой след в истории российской парфюмерии оставили фабриканты: Константин Эрманс, Николай Матгейсен, Эмиль Бодло, Фердинанд Мюльгенс, Товарищество парфюмерной фабрики «С. Чепелевецкий с сыновьями».

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email