Данная серия разрабатывалась с 2005 г., параллельно с акварелями для иллюстрирования книг. На тот момент я получала образование в высшем учебном учреждении. Задачей данной серии стала творческая интерпретация мифологических тестов мордовского этноса.
При создании батиков мне очень хотелось раскрыть, кроме художественного образа, скрытые сакральные тексты мифологии мордвы, и ее характерные черты. Для этого я пользовалась множеством книг, энциклопедий и справочников.
Методом воплощения батиков для меня служили, как приемы стилизации, так и орнаменты, главным образом вышивки (поскольку вышивка мордвы стоит на достаточно высоком техническом и художественном уровне развития) иногда резьбы по дереву, и других видов народного творчества.
Первые мои работы были достаточно робкими и наивными с точки зрения раскрытия художественного образа (Чам паз, Кельм атя, Тол ава, Чи паз). Данные работы создавались в технике холодного батика. Как видно в них уже начинает входить орнамент как самостоятельных художественный элемент.
Более поздние работы данной серии были уже выполнены в разных техниках батика: холодной (Вирь ава и Комлянь ава), свободной росписи (Ведь ава), горячей (Идемевсь и Матушка-хмель, Матушка-зерно), узелковой (Тырынтай), смешанной, когда соединяются приемы 2 и более техник (Ков ава, триптих, Три стихии, Иненармунь). Работы дополнены вышивкой (Ков ава, триптих, Иненармунь) и керамикой (Ков ава). Они имеют большую стилизацию образов, а иногда образы воплощены в скрытых знаках и символах орнамента.
Немного истории:
Если постараться быть очень краткой, то о мифологии мордвы можно сказать следующие:
— несмотря на схожесть мифологических сюжетов, в целом общемордовского единства в мифологии мокши и эрзи не существует, что объясняется особенностями их материальной духовной культуры, а главное наличием двух языков. Поэтому одно божество может иметь несколько названий;
— здесь есть иерархия божеств — Верховные Божества (обитающие на небе), духи и боги обитающие на земле и духи, нечистая сила, подземного мира;
— Верховный Бог — демиург, отвечает за сотворение мира, человека и всего сущего. Его имена у мордвы-эрзи — Нишке (великий), Нишкепаз (паз — бог), Верепаз (вере — верх, верхний), Чампаз (чам — высший бог), у мордвы-мокшы — Шкай, Вярде Шкай (вярде — верх, верхний), Оцю Шкай, Оцю Шкай-бас. Верховный бог у мокши творит человека из древесного пня, у эрзи из глины и он осознается как существо неопределенного пола;
— менее распространен сюжет о Великой птице — демиурге (мокш. – Ине Нармонь, эрз. – Ине Нармунь), где она сносит яйцо: из желтка возникает земля, из скорлупы — подземная и небесная твердь или высиживает три яйца на Мировом древе из одного яйца вылупляется жаворонок из другого — соловей из третьего — кукушка или из трех яиц выводятся три «матери» — хозяйки плодородия (поля), ветра и леса. В качестве Великой птицы выступает водоплавающая птица, чаще сего утка, которая также может соединять в своем облике три стихии — небо (умеет летать), воду (умеет плавать) и землю (умеет ходить);
— среди божеств и духов-покровителей разных стихий обитающих на земле рядом с человеком много женских божеств, мужчины упоминаются здесь скорее как их спутники: леса (виръ) — Вирь ава (ава — женщина, мать), земли (мода, мастор) — Мода ава, Мастор ава, воды (ведь) — Ведь ава, ветра (варма) — Вар мавa, огня (тол) — Тол ава, дома (кудо) — Куд ава и т. п. Мужские божества, например такие как, Вирь атя (amя —мужчина, старик), Мода атя, Ведь атя, Варма атя, Тол атя, Куд атя и др.;
— в нижнем мире обитал противник Верховного Бога, творец зла, со злыми духами и мертвецами. На мокшанском языке его называют – Шайтан, на эрзянском – Идемевсь;
— олицетворением взаимосвязи трех миров является Мировое дерево — могучий дуб (мокш. — эчке тума, эрз. — эчке тумо), берёза (келу), липа (мокш. — пяше, эрз. — пекше) или яблоня (мокш. — марлю, эрз. — умарина);
— божества мордвы могли выступать в антропоморфном (человеческом), зооморфном (животном), растительном и гибридном обликах.
Как я не старалась совсем краткой быть не получилось. Это только основные характерные черты мифологии мордовского этноса, хотя данный список можно продолжать достаточно долго.
Если вернуться к батику, то как видно из работ я стремилась в них отразить самые значимые мифологические тексты мордвы мокши и эрзи. В батике можно увидеть много женских персонажей — покровителей стихий воды, леса, земли, урожая, огня, хмеля, луны. Трех частность деления мира представлена в триптихе «Мировое древо». Верховный Бог изображен в панно под названием — Чам паз и Чи паз, а его противник в панно Идемевсь. Мужские божества — Кельм атя и Тырынтай, их мало. Сюжет сотворения мира птицей — демиургом Иненармунь и три стихии ее олицетворяющих представлены с помощью архаичной символики орнамента вышивки.
Прошу не судить строго поскольку это мой первый опыт работы подобной темы в батике, к тому же каждая работа является экспериментом в техническом плане и началом самостоятельного творческого пути.
Чам паз (Верховный Бог)
Кельм атя (Покровитель мороза)
Тол ава (Покровительница огня)
Чи паз (Бог солнца)
Чи паз
Мастор ава (Богиня земли и плодородия)
Вирь ава (Покровительница леса)
Комлянь ава (Покровительница хмеля)
Ведь ава (Покровительница воды)
Идемевсь (Черт, нечистая сила)
Матушка-хмель, Матушка-зерно
Ков ава (Покровительница луны)
Тырынтай (Аналог водяного)
Мировое древо (Триптих)
Три стихии
Иненармунь (Великая птица)
Батики данной серии были экспонированы на всевозможных выставках и фестивалях, от городских до российских: «Единение» (Н. Новгород, 2007); «Молодость – России» (Саратов, 2008); «Волга молодая» (Саранск, 2010); «Изобразительное искусство Мордовии» (Москва, 2011); IV Международный фестиваль «Липецкая Крепость» (Липецк, 2016); «Искусство Мордовии» к 80-летию СХ Мордовии (Москва, 2017); «ART-декоратив» (Саранск, 2018) и пр.
Имеются дипломы и награды: лауреат в номинации «Роспись по ткани» I Межрегионального фестиваля «Молодежь финно-угрии» (Саранск, 2007); диплом за оригинальность авторского мышления Межрегиональной художественной выставки «Молодость – России» (Саратов 2008); I место в номинации «Роспись по ткани» Межрегионального фестиваля творчества молодежи и студентов «Шумбрат!» (Саранск, 2008).
Также батики были опубликованы в печати: Н.Г. Юрченкова «Мифология мордовского этноса: генезис и трансформация» (Саранск, 2009), В.В. Митина «Знаки и символы в этнокультуре мордвы» (Саранск, 2011 г.); сборник избранных вокальных произведений Н. Н. Митин «Заветный напев» (Саранск, 2008 г.), «Тундонь каштаз» (Саранск, 2008 г.); диски Н. Н. Митин «Заветный напев» (Саранск, 2008 г.), «Тиринь веле» (Саранск, 2008 г.); избранные песни и хоры, сочинения М. Н. Фомин «Бабушкины сказки» (Саранск, 2007 г.).