Многие из нас видели удивительные агаты, яшму, мрамор, которые как будто содержат в себе некий рисунок. Существует даже термины «пейзажный агат» или «пейзажный халцедон». Кажется, что причудливые миниатюры выполнены художником-виртуозом, а на самом деле все это вполне естественные образования.
Несколько лет назад в Эрмитаже проводилась выставка пейзажных камней из собрания Санкт–Петербургского Горного музея и соответствующие им (по субъективным визуальным ассоциациям) шедевры мировой живописи.
Родонит с дендритами гидроксидов марганца и И.К. Айвазовский «Вид моря с гор при закате солнца», фрагмент. 1864
Ревневская яшма и И.К. Айвазовский «Буря у мыса Айя». 1875
Яшма и Й. Ребель «Вид Неаполитанского залива», 1813–1815 ( Кунстхалле, Карлсруэ).
Яшма и Э. Дега «Площадь Согласия» (фрагмент ). 1876 (ГЭ, Санкт–Петербург).
«Пейзажный мрамор». Брекчия с дендритами марганцевых окислов и И.К. Айвазовский «Закат». 1866
(частное собрание).
«Пейзажный мрамор» с директивной полосчатой текстурой и В. Ван Гог «Пейзаж с домом и пахарем». 1889 (ГЭ, Санкт–Петербург).
И в заключение пара цитат академика А.Е.Ферсмана о художественных способностях природы.
«Камень — незаменимый и вечный материал, в котором воплощались достижения человеческого вдохновения»;
«…мощные смелые мазки природы на целых метрах сказочного камня, писавшей свои узоры в той замечательной гармонии красок, которую знает только палитра природы».