Камни древние и прекрасные

У древности нет срока годности. Всегда считала, что искусство нечто более ценное, явление- более важное, чем все остальное под луной. Ему не подвластны ни времена ни нравы, ни войны и разочарования . Сквозь пелену веков они передают нам знания и дух давно минувших миров, передают смысл и образы того, чего давно нет и уже не будет.

Армения страна камней, вы тоже наверно не раз слышали это выражение. Наверно именно это словосочетание,  с детства осевшее в моем сознании, привело меня к мысли написать об этом именно сейчас. Ведь камни это не только красивые украшения, статуэтки и морская  галька. Для меня камни это прежде всего Хачкары. В каждой культуре есть некий самобытный элемент, который, не присутствуя больше нигде, невольно становится символом всей национальной культуры. В моей стране таким символом являются «хачкары» , памятники Армении не встречаемые больше ни в одной стране мира.

хачкар, христианство

Хачкары — это вертикально поставленные каменные плиты, покрытые орнаментальной резьбой с изображением креста в центре. Каждый из хачкаров является неповторимым: его узоры нигде более не встречаются. Всего по всей территории Армении разбросаны несколько тысяч хачкаров, и они встречаются повсюду, особенно в окрестностях традиционных достопримечательностей.

камни, мастера

Искусство создания хачкара, основанное на древних национальных традициях и отличающееся великим разнообразием и богатством форм, получило развитие в средние века. После принятия христианства  в 301 г. Армянская Апостольская церковь стала превращать некоторые языческие святилища в христианские, иногда воздвигая на месте языческих капищ монастыри и устанавливая кресты — символ новой веры.

древние камни, история

Хачкары в Армении повсюду, их можно связать с мемориальными столбами – памятниками, плоскости которых заняты рельефными изображениями на христианские темы, отличающимися графической четкостью, строгостью и компактностью декора, которым полностью подчиняется даже растительная орнаментика, приобретшая геометричность. XII – XIII века явились расцветом искусства резьбы хачкаров, их ставили повсюду и по самым различным поводам, отмечая события и даты хозяйственной, религиозной и политической жизни.

армения

Крест с растительной орнаментикой, сопровождаемый символами солнца и луны; изображениями птиц – этих символов святого духа и бессмертия; рельефными изображениями человеческих фигур и даже стремительно мчащихся всадников – вот что предстает перед любознательным исследователем армянских хачкаров.

Самое большое в Армении кладбище с древними хачкарами находится у поселка Норадуз. В хачкарах норадузского кладбища запечатлено целое тысячелетие армянской истории - самые древние из камней датируются VIII веком.

резьба

орнамент

Не далеко от моего родного города Дилижан, ну того, где вода течет, второе место занимает в мире :) расположен Монастырь Гошаванк . В строительстве монастыря принимал участие Мхитар Гош – политический деятель и выдающийся ученый средневековой Армении, автор многочисленных притч и басен. Гошаванком монастырь был назван в его честь.

Так вот этот Хачкар мастера Погоса в Гошаванке, заслуживает звания лучшего хачкара, благодаря сложности и тонкости орнамента  и исполнения.

храм

Мастеров-камнерезов, создающих хачкары называют варпетами.Наверно вот так примерно выглядел древний Варпет, то есть Мастер.

церковь

И их искусство живо и востребовано по сей день.Примерно вот так они работают сейчас.

религия

Надеюсь мне удалось передать хоть маленькую часть того прекрасного и величественного , что таят все себе древние камни моей страны.

P.S. В подготовке материла приняли участие мои переживания,  исторические данные из интернета и фотографии друзей блоггеров

Комментарии (17)
Катерина 22.05.2013

Необыкновенно красиво!

Анна, огромное спасибо за публикацию! Увидеть бы эту красоту вживую!..

Невероятно красиво, спасибо!

По-моему,вы нигде не указали, что этот камень - розовый туф.

ArmeniaOnSilk 19.05.2013

А кто сказал , что Хачкары бывают только из туфа, совсем не обязательно.

Ирина. 19.05.2013

Тогда какие еще виды камней так режутся?

ArmeniaOnSilk 20.05.2013

В основном из базальта, из туфа делаются современные хачкары,но он более хрупкий камень, веками вряд ли будет стоять. Хотя я не очень сильна в этих вопросах, у друзей скульпторов немного поинтересуюсь:)

Спасибо за статью, очень красивые работы!
Мои украшения 19.05.2013

Спасибо, никогда не слышала о таком виде искусства {#}

ArmeniaOnSilk 19.05.2013

Неужели? А для меня они такие обычные, раньше даже не думала ,что люди могут не знать об этом, вдруг сегодня подумала:)

Показать еще