Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Занимательные истории > Магическое оружие с небес

Магическое оружие с небес

Виды творчества:   Do It Yourself / Сделай сам
Работа с металлом > Ковка металла
Магическое оружие с небес | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Впечатления с выставки в музее Востока (Из индонезийской коллекции Музея Азии и Тихого океана (Варшава)). Немного информации и фотографий для вдохновения.

Обычно, при упоминании о крисах, у людей возникает смутный образ своеобразного ножа с волнообразным клинком, странными ножнами и причудливой рукоятью.

По мнению большинства экспертов, этот вид клинкового оружия зародился между IX и XIV веками н.э. Более точная дата — примерно XII век, когда крис впервые выделился в особый вид холодного оружия. По истечении периода становления в пару сотен лет он приобрел законченный вид, в котором с незначительными изменениями дошел и до наших дней (обоюдоострый кинжал с прямым или волнообразным клинком).

Где была родина криса, сказать сложно — жители разных островов оспаривают свое первенство, и только яванцы ни с кем не спорят: уж они то наверняка знают, где на самом деле появился крис: в мифологии острова Ява есть самые древние упоминания о них.

Крис является не просто традиционным оружием жителей Малайского архипелага, но, и предметом, наделенным мистической силой, талисманом и олицетворяет мужское начало. Крисам приписываются сверхъестественные возможности – летать по воздуху, извергать из себя воду, предупреждать хозяина об опасности стуком в ножнах, убивать на расстоянии. Рукоять и ножны могут обновляться, заменяться более богатыми в зависимости от имущественного положения человека и его статуса, а клинок, как сакральная часть оружия, обычно остается в неприкосновенности.

Что же выделяет крис из огромного множества холодного оружия Юго-Восточной Азии, феерическое разнообразие и великолепие которого поражает воображение европейцев и жителей Нового Света?

Это, несомненно, детали на клинке, которые не встречаются ни на одном оружии мира. «Ганджа» — своеобразная оковка пяты клинка криса, подгоняемая очень точно, — со стороны кажется, что она составляет единое целое с клинком. Она одевается на пяту через отверстие для хвостовика («пакси») и символизирует единство мужского и женского начала

Другой характерной деталью являются выемки на клинке для указательного и большого пальцев над «ганджей» , именуемые «писитан», для характерного хвата оружия.

Индуистский культ змеи (Нага) нашел отражение в названиях форм яванских клинков, именуемых «дапур»: прямые клинки именуются «сарпа тапа» — созерцающая змея, а изогнутые — «сарпа лумука» или движущаяся змея. Известно около 150 видов «дапура». Сам клинок малазийцы именуют «мата», а яванцы — «вилах». Количество изгибов («лук») тоже не произвольно. Оно обязательно нечетно. Наиболее распространено от 3 до 13 изгибов, а особой популярностью пользуются числа 3, 9 и 13. Счет изгибов обычно идет от рукояти к острию со стороны «кембанг касанг» и отражает пожелания владельцу.

Основные значения количества изгибов — «лук»:

3: верность, удача;
5: любовь и уважение людей к человеку, несущему знания — учитель, ученый, гуру;
7: честность, порядочность, достоинство;
9: выдержанность, невозмутимость, лидерство;
11: благородство, великодушие, изобилие, рост социального статуса;
13: сила, мощь, миролюбие, стабильность жизненных устоев.
Прямой клинок символизировал уверенность в своих силах и интеллект.

Особого внимания заслуживает узор клинка. Серебристые или темные узоры с расплывчатыми очертаниями на поверхности клинка получаются в результате трудоемкого процесса изготовления оружия и его последующей протравки. Узор клинка («памор») мог быть выбран и в зависимости от желания заказчика, который предварительно консультировался с мастером об уместности его содержания.

Узоры на клинке можно условно разделить на две группы — продольный («млумах», который мог напоминать рисунок корки арбуза или поверхность воды во время дождя) и поперечный или диагональный («миринг», похожий на птичье перо). Наиболее распространенным был «млумах», исполненной наибольшей сакральной мощи с изображениями звезд, животных, кругов. Наибольшей силой обладали крисы с рисунком, напоминающим фигуру человека. Кроме того, «памор» также нес смысловую нагрузку: «млумах» говорил об удаче и покое, «миринг» — о стремлении к славе и успеху. Были распространены и определенные сюжеты — «удан мас» («удан» — дождь, «мас» — золото) сулил владельцу богатство и удачу в торговле, «берас вутах» (рассыпанные зерна риса) — изобилие и т.д.

По длине клинки можно условно разделить на три группы:

«Пасикутан» (от «сикут» — локоть): длина клинка от «ганджи» до острия составляла расстояние от кончиков пальцев до локтя.

«Патрем»: ширина шага взрослого человека.

«Кундрик»: если его длина была менее длины ладони, то это был талисман; если больше и с большим количеством «лук» (от 15 до 29) то именовался «калавиджо» или «палавиджан».

Длина клинка была важна не менее чем прочие его атрибуты: существовали достаточно сложные методики оценки длины, построенные на чтении сутр, священных стихов и пр.: истинно верующий мог отказаться от очень дорого и редкого клинка, если тот ему не «подходил» по длине.

Рукояти крисов выполняются из разнообразных материалов: дерева, слоновой кости, рога, драгоценных металлов и др. Нередко рукояти представляют собой миниатюрную скульптуру.

Как фамильная реликвия он являлся объектом наследования. Отец был обязан передать своему наследнику хотя бы его. Сам крис был более чем перенасыщен символами анимализма, индуизма и ислама. Крис обязателен при ношении национальной одежды.

На свете не так много мест, где оружие является столь важной частью не только религии, культуры и быта, но и самой жизни людей. В юго-восточной Азии крис рассматривается как неотъемлемая часть человеческого существования: будучи прежде всего оружием крис сочетает историко-культурные корни народа, навыки лучших его мастеров и является произведением искусства и талисманом.

А теперь - фотографии с выставки:

вдохновение

 народное творчество

 выставка

крис

Информация взята с сайтов:

- официального сайта музея Востока (статья, посвященная выставке);

- с сайта "Сила и разум", посвященного восточным единоборствам (статья Александра Марьянко).

Если вам будет интересно прогуляться по самому музею Востока, то в моем блоге находится вторая публикация.

 Спасибо, что досмотрели и дочитали до конца. Надеюсь, вам было интересно!

С уважением, Татьяна.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email