Блочная мозаика. Оформление муз. инструментов.
- Рубрика: Материалы и инструменты
- Виды творчества: Мозаика
Как Вы это делаете?
Один, из традиционно задаваемых вопросов. Нет, блочная мозаика не набирается из маленьких кусочков дерева, почему то еще многие думают что при этом непременно используется лупа и пинцет (кстати, от пинцета чуть отстает версия про некий специальный принтер, которым это все пропечатывается).
Итак, поговорим о блочной мозаике.
Блочная мозаика, о которой я хочу рассказать, нашла наиболее широкое применение в оформлении музыкальных инструментов, а именно акустическая гитара, народные струнные инструменты (балалайка, лютня) и т.д.
Этот вид мозаики, набирается из деревянного шпона, различных пород дерева, и собирается блоками, по определенной технологии.
В дальнейшем я попытаюсь в общем описать принципы и последовательность сборки наиболее универсальных мозаичных блоков. Последовательность обработки материала и работу с основными заготовками я буду проводить на примере сборки так называемой розетки. В данном случае слово "розетка" является специфическим и обозначает
вполне определенное изделие которое в процессе изготовления музыкального инструмента устанавливается (врезается) в деку муз. инструмента, и является традиционным и необходимым украшением (оформлением ) вокруг резонаторного отверстия.
Далее я представляю перечень вопросов, которые постараюсь осветить в ходе дальнейшего разговора:
1 --- краткий обзор основных материалов;
2 --- набросок узора и рабочая сетка;
3 --- набираем и клеем основные заготовки;
4 --- пилим, режем, равняем ;
5 --- собираем основной блок -так называемый "карандаш" ;
Итак, вопрос номер 1(РАЗ) КРАТКИЙ ОБЗОР ОСНОВНЫХ МАТЕРИАЛОВ.
На следующем фото показан основной материал который используется для изготовления мозаики, а именно - шпон* (клен - белый, дуб- светло-коричневый, красное дерево разных сортов -темно и красно-коричневый). Этот шпон уже подготовлен в работу, то есть : порезан на по определенному размеру, с левой стороны фото, окрашенный синтетическим красителем* клен, в центре фото - естественные цвета шпона, и, наконец все оттенки черного (от светло-серого до черного с синеватым отливом я получаю путем травления*, т.е. обработки шпона определенной породы дерева, химическими веществами *)
Переходим ко второму вопросу, итак, вопрос № 2 (ДВА) НАБРОСОК УЗОРА И РАБОЧАЯ СЕТКА
Вот сразу Вам фотография... Слева на фото зарисовка того, что захотелось набрать, правее- изображение этой же зарисовки, но уже на рабочей сетке:
Отмечу, что при переносе изображения, я не стараюсь скопировать набросок, а пытаюсь сохранить суть задуманного, в данном случае это некая прямоугольная форма, в которую по диагонали вписана элипсообразная форма с морозно-рваными краями (ну если это вообще поддается описанию )
И вот эта же задумка, но уже в дереве, и в изделии(акустическая гитара)...
В этом же вопросе мне бы хотелось разобрать структуру розетки... Итак, наша розетка состоит из 3-х основных элементов которые набираются отдельно друг от друга и соединяются уже в момент склейки так называемой "трубы" :
--- центральный узор (самый широкий), в данном примере его размер 21квадрат по высоте и 25кв в длину (расстояние от/до центров симметрии);
--- окантовка (внешняя и внутренняя), размер окантовочного узора: 3 кв высота и 42 кв длина, кстати, как правило окантовку используют для оформления не только розетки но и контура муз. инструмента(дека,гриф);
--- разделительные, декоративные кольца.
Хочу отметить, что размеры перечисленных элементов выбираются мастером, и тщательно прорабатываются, еще и потому, что, розетка как изделие имеет ограничение по ширине. Так, максимальная ширина не должна превышать 25мм-27мм. В приведенном примере ширина розетки 22мм, что является средним и наиболее традиционным размером.
Переходим к третьему вопросу (ТРИ) НАБИРАЕМ И КЛЕЕМ ОСНОВНЫЕ ЗАГОТОВКИ
Основная склеиваемая заготовка является многослойной, муз. мастера называют ее "вафля". Не отходя далеко от нашего примера считаем сколько многослоек нужно склеить. Итак 25 штук для центрального узора, и 6 штук для окантовки, т.е всего 31 заготовка. Каждая заготовка состоит из 21 слоя шпона соответствующего цвета, слои набираются непосредственно по рабочей сетке.
В качестве клея на данном этапе работы я использую эпоксидную смолу*. На следующей фото показаны уже проклееные и просохшие заготовки, подготовленные к дальнейшей обработке.
Вопрос № 4 (ЧЕТЫРЕ) ПИЛИМ, РЕЖЕМ...
Это пожалуй самый трудоемкий блок работы. Каждая из 31(например ) заготовок распиливается по длине на специальном станке*, выравнивается по толщине*, точнее, толщина полученных распиленных пластинок должна соответствовать исходному материалу (если толщина шпона 0,5мм, то выводим* толщину пластин в 0,5мм, и соответственно если шпон 0,6мм или 0,65 выводим 0,6мм и т.д.) Это необходимо, для того чтобы в сечении получился квадрат. Мои заготовки имеют длину 20 см и ширину около 4см, и в результате с каждой заготовки я получаю по 25 одинаковых пластинок. На следующей фото показано, что из себя представляют полученные пластинки...
Вопрос № 5 (ПЯТЬ) СОБИРАЕМ ОСНОВНОЙ БЛОК...
Теперь наша задача, собрать из полученных пластинок "карандаш" (как выяснилось , заготовка карандашом называется потому, что у настоящего карандаша по всей длине проходит грифель(?), а в нашем карандаше по всей длине проходит заданный узор ). Используя рабочую сетку и соблюдая порядок набора, собираем вот такие карандаши:
Обращаю Ваше внимание на то, что на фото, в сечении нашего блока, уже не прямоугольник, а трапеция* именно такая форма карандаша, позволяет уложить все подготовленные блоки в нужную нам, круглую форму*
На следующем фото уже готовая труба правда, представленная на най розетка, я имею ввиду узор,не из нашего примера, но по форме они (трубы) все одинаковые, отличаются только содержанием
Хочу отметить что на фото, одна из моих розеток, которую я набирала используя уже готовый (и такое бывает) понравившийся центральный узор :