На тему использования чужих идей есть книга. Называется «Кради как художник», автор американский писатель Остин Клеон. Он пишет о том, что в мире нет ничего абсолютно оригинального. И я с этим согласна.
Я занимаюсь созданием декоративных игрушек из шерсти. Время от времени меня просят свалять что-то на заказ. Обычно заказчик присылает фотографию работы другого мастера и просит повторить.
«Почему бы не заказать у того, кому принадлежит фото?» – спросите Вы.
Причин не так уж много: либо не найти автора, либо автор не принимает заказы; либо у него слишком дорого; либо это зарубежный автор и не все готовы ждать пока посылка пересечет океан.
Что делаю я, как мастер.
Чаще всего (о, ужас!) я беру такие заказы, но при условии, что:
- заказчик не ждет 100% копии, он хочет получить «что-то подобное»;
- это не натуралистичный стиль*.
*Мне очень близок минимализм и стилизация, у меня нет опыта в создании натуралистичных игрушек, и пока я не хочу его получать.
Почему же я соглашаюсь на такие заказы? Ведь идея не моя и, вроде как, для уважающего себя мастера – копирование чужой работы – это, как говорится, «не комильфо».
Первая и основная причина -я не умею делать 100% копии. Особенно это заметно тогда, когда я беру за основу чужую идею.
Причина вторая - зачастую меня просят сделать на заказ то, чего я раньше не делала. Это либо вещь большего размера, чем я делаю обычно, либо интересный персонаж, либо у него должен быть каркас (а с каркасами для игрушек я только-только начинаю работать). Для меня это отличная возможность выйти за рамки привычного в своей работе, и я не хочу ее упускать.
Теперь поговорим об этической стороне. Можно ли копировать чужие работы? Использование чужой идеи – это плагиат?
Моё мнение таково: присваивание себе чужой идеи – это плагиат и это не хорошо, не красиво и вообще, портит вашу карму.