Украшения племени Кучи
Kuchi, Koo-chee) - племена Южной Азии, сохраняющие древние традиции кочевой жизни - обычаи, обряды, традиционные костюмы и древнейшие типы украшений. Популяция этих племен насчитывает около 3 миллионов человек. До сих пор Кучи-кочевники мигрируют между возвышенностями и равнинами сезонных пастбищ со своими стадами. Большая часть Кучи - пуштуны-кочевники, проживающие на территории Афганистана. В прошлом эти племена свободно кочевали по территориям от современного Ирана до Индии, но геополитические факторы 20-го века серьезно ограничили их передвижения через границы государств.
Украшения - один из самобытнейших пластов культуры кочевых народов. В своем архаичном дизайне они сочетают древнейшие технологии обработки материалов и сакрально-магическую сущность первобытных украшений .Племенные украшения Кучи изготовляются вручную по технологиям, разработанным еще в средневековье. В качестве материала используют серебро, переплавленное из монет - для дорогих украшений или сплав "альпака" - получаемый из переплавки старых украшений, монет, металлического лома. В зависимости от состава этот сплав может быть белого или желтоватого цвета, содержать некоторое количество серебра или не содержать его вообще. Этот сплав близок по составу к таким известным ювелирным сплавам, как "мельхиор" или "нейзильбер", поскольку состоит в основном из тех же компонентов - меди, цинка, олова и никеля в разных пропорциях, что и обуславливает цвет металла. Реже украшения изготовляют из бронзы или латуни. Иногда украшения из сплава "альпака" покрывают серебром и внешне их сложно отличить от серебряных, до тех пор, пока слой серебра не начнет стираться от длительного ношения.
Из-за того, что ювелирные технологии кочевников не менялись столетиями, довольно трудно точно датировать эти украшения, поскольку относительно новые изделия, носимые 10-20 лет в полевых условиях, могут выглядеть как антиквариат, покрываясь слоем патины, слегка деформируясь и преобретая неповторимый вид древних и архаичных изделий. Датировку упрощает наличие подвесок из монет и определенные стилистические особенности.
Многие типичные племенные украшения Кучи до сих пор популярны даже у городских жителей Афганистана - нашейные подвески-чокеры, налобные и височные украшения, серьги, браслеты и кольца с множеством бубенчиков и вставками из цветных стекол.
В отличие от украшений туркменов и узбеков, предпочитающих вставки из натуральных камней - сердолика и бирюзы, пуштунские украшения обильно отделаны цветными стеклами, ограненными и в виде кабошонов
Кольцо занимало значимое место среди ювелирных украшений, и в средневековый период ему придавалось особое значение. В Согде (на территории современного Афганистана) были обнаружены перстни - печати, у которых на щитке были изображены животные и имелись шипы, расположенные рядом с изображением. Рисунок на щитке был достаточно глубоким и использовался, видимо, в качестве печати.
В раннем средневековье перстни-печати имели не только представители местной знати, и рядовые горожане. Об этом свидетельствуют находки этих изделий в различных жилищных помещениях и в лавочках-мастерских.
Объясняется это тем, что каждый юридический документ скреплялся печатью, и каждый рядовой горожанин выступал как юридически самостоятельное лицо.
Перстни более ранних периодов (V- VI вв.) отличаются массивностью и роскошью. Характерным для украшений этого времени является декорирование краев изделий зернью и крупными каменными вставками (в кольцах, подвесках и серьгах). В изделиях этого времени четко прослеживается влияние сасанидского и византийского искусств;
начиная с VII в., получают распространение кольца с небольшими круглыми каменными вставками в центре. Такие изделия археологи находили в тюркских могильниках, что свидетельствует о том, что в Согде такого рода украшения появились под влиянием тюркских художественных традиций.
Особым разнообразием среди украшений кочевых племен Кучи отличаются кольца грубоватого, но весьма самобытного дизайна.Кольца и перстни - единственные украшения, которые исламская традиция дозволяет носить как женщинам, так и мужчинам. Кольца кочевников могут быть сделаны из серебра или более дешевых сплавов. Очень часто кольца Кучи украшены бубенчиками, вставками из цветных стекол, недорогих камней (сердолика, агата, оникса, лазурита). Иногда кольца одеваются сразу на два пальца, как у казахов или могут быть сцеплены по два или четыре штуки сразу (такой прием часто встречается среди кочевников племени Банджара (Раджастан, Индия). Также характерны для индийских Кучи кольца, сделанные из монет, спаянных по четыре штуки с напаянными куполками и бубенчиками
Амулеты.Украшения пуштунов сохранили свою сакральную функцию, большинство из подвесок и кулонов являются амулетами самых различных форм. Это круглые, прямоугольные, треугольные подвески с бубенчиками или плоскими металлическими пластиками на цепочках; цилиндрические и цилиндрические амулеты ТАВИЗ - иначе называемые "бозубанд" (изначально бозубандами назывались браслеты из трех частей, надеваемые на предплечье, бывшие очень популярными в Индии, Афганистане, Османской Турции до начала 20-го века). Зачастую амулеты имеют форму животных,рыб и птиц. В качестве оберегов кочевники используют также натуральные самоцветы - сердолик, лазурит и бирюзу, которые особенно популярны в Афганистане. Но вместо натуральных камней могут использоваться и цветные стекла. Встречается также широко распространенный на Ближнем Востоке.Амулет в виде руки . Одним из наиболее архаичных амулетов афганцев является голубая керамическая бусина с концентрическими отверстиями круглой или звездчатой формы - т.н. "Lochsheibeamulett". Его родиной считается Древний Египет, с античных времен подобные амулеты использовались во многих странах от Северной Африки до Кавказа
Исследовательский интерес к богатейшим традициям прикладного искусства кочевников Южной Азии возник только в середине 20-го века. Тем не менее, публикации и монографии на эту тему можно буквально пересчитать по пальцам.
автор-Александр Емельянов
Литература
1. Wolf-Dieter Slwert. Jewellery from the Orient. Treasures from the Bir Collection. / Wolf-Dieter Slwert – Stuttgart: Arnoldshe 2009 – 320p.
2. Alfred Janata. Schmuck in Afganistan. / Janata A. - Graz: Akademische Druck – u. Verlagsanstalt, 1981. - 212s.
3. Loughran K. Desert Jewels. North African jewellery and photography from the Xavier Guerrand-Hermes Collection / Loughran K., Becker C. – New York: Museum for African Art 2008 – 94p.
4. Sigrid van Roode. Desert Silver. Nomadic and traditional silver jewelery from the Middle East and North Africa / Sigrid van Roode – Amsterdam: KIT Publishers 2010 – 92p.
5. Silver speaks. Traditional jewelery of the Middle East. - The bead society of Greater Washington 2002 – 46p.
6. Layla S. Diba. Turkmen Jewelery. Silver Ornaments from the Marshall an Marilin R. Wolf Collection / Layla S. Diba – New York: The Metropolitan Museum of Art 2011 – 264p.