Серебро или «белый металл»?
До начала 20-го века традиционным материалом изготовления украшений в странах с преобладающим мусульманским населением являлось серебро. Это было связано с рядом причин. Во первых, - ношение золотых украшений не приветствовалось Исламом (до распространения Ислама в этих регионах предпочтение отдавалось золоту, серебро было менее распространено), во вторых - серебру приписывались магические и терапевтические свойства, в третьих – серебро было международной валютой и приобретение серебряных украшений являлось своеобразным вложением средств «на черный день». С последним фактором связано обилие женских украшений носимых одновременно, так как по исламским законам, муж мог в любой момент развестись с женой, и в худшем случае все ее имущество в этом случае заключалось в том, что на нее надето. Однако бедные слои населения не всегда могли позволить себе приобретение и ношение украшений из высокопробного серебра. В ход шли сплавы меди с добавками серебра и без, посеребренные и позолоченные украшения из более дешевых сплавов.Какого-либо единого повсеместного стандарта материала народных ювелирных украшений Азии и Африки никогда не существовало. Также не было обязательным наличие проб и клейм на серебряных украшениях. Такие клейма ставились в имперских мастерских Марокко в 18-19 вв., а также в Тунисе, Ливии и Алжире. Клейма представляли собой либо короткие надписи арабскими буквами с указанием города изготовления, либо специальные символы (в Марокко – «голова барана», в Тунисе – «голова мавра» и другие символы и значки). Ставились клейма также на османских украшениях и на украшениях из высокопробного серебра йеменских евреев, которые производили большинство ювелирной продукции для бедуинов Аравии, Йемена и Хадрамаута
Но отсутствие клейм еще не говорит о том, что изделие не из серебра, просто содержание серебра в сплаве может сильно варьироваться, например украшения берберов Западной Сахары, также как и туарегов Алжира и Мали делаются условно из серебра, но фактически это сплав белого цвета, где серебра может быть как больше 50%, так и значительно меньше.Украшения аравийских бедуинов также чаще делаются их простого металла, также и в Эфиопии серебро с содержанием больше 50% встречается в основном только в старых украшениях (19 век и ранее), более поздние вещи сделаны из низкопробного серебра или посеребренной латуни, а то и вовсе непонятно, из какого сплава.Серебряные украшения афганских ювелиров-зергеров, также, как как и кочевников Туркестана – туркмен и казахов в 19-м, - начале 20-го вв. изготовлялись из переплавленных российских, иранских, китайских, или индийских монет и содержали примерно 80-90 % серебра. Клейма, подтверждающие содержание серебра на таких украшениях отсутствуют, очень редко можно встретить только подпись мастера.
Но с первой половины 20-го века содержание серебра в украшениях народов Средней Азии и Афганистана начинает резко падать, все больше появляется изделий из низкопробного серебра, посеребренных сплавов меди и медно-никелевых сплавов. Особенно распространен среди афганских кочевников Кучи т н. сплав «гиллит» (Gillit), состоящий из никеля, цинка, меди и олова в разных соотношениях с примесью серебра или без него. В Европе такие сплавы известны под названиями Мельхиор, Нейзильбер, «Германское серебро» и др. Может иметь цвет от серебристо белого до почти желтого (с большим содержанием меди, - в этом случае по составу ближе к латуни или бронзе)
Таким образом, народные украшения из белого металла, даже старые и аутентичные вовсе не обязательно сделаны из серебра, что бы ни говорили торговцы в ювелирных и антикварных лавках. Тут надо смотреть на ряд признаков – наличие пробы, если есть, цвет и блеск металла, а также характер патины и оксидной пленки, если изделие старое, реакция на специальные реактивы для определения содержания серебра (но для этого конечно нужно быть специалистом).
Автор-Александр Емельяненко