Символы и знаки никогда не возникали на пустом месте. Их генезис уходит корнями в глубокую древность. Многие из них прошли сквозь века, сохранив свой облик, но в некоторых случаях изменив свое первоначальное значение. Их возникновению во многом способствовали те культы и верования, которые были распространены в тот период, в частности тотемизм, культ плодородия, и др. Особенно значительно влияние культа плодородия на декоративно-прикладное искусство древнего и средневекового периода, где большая часть декоративных деталей была генетически связана с идеей плодородия. Наибольшее развитие культ плодородия получил в оседло-земледельческой среде, где жизнь и благосостояние народа напрямую зависели от урожайности земель и полей. Все те факторы, которые могли бы способствовать этому, были фетишированы оседлыми людьми, им стали поклоняться и боготворить. Так возникали культы: культ некоторых небесных светил, культ водяных существ, культ некоторых видов животных, которые могли быть предвестниками дождя или смены дня, давали тепло или, наоборот, являлись причиной засухи и т.д
Поклонение частям человеческого тела, например руке, как орудию производства, от трудоспособности которого зависело плодородие полей, также было распространено среди оседло-земледельческого населения, генетически оно восходило к идее плодородия
Следует отметить, что культ плодородия полей и плодовитость людей тесно переплетались и почти сливались. Символы тех образов, которые способствовали плодородию земли, использовались в качестве орнаментов украшений или их формообразующей и считались оберегами женщин от бесплодия, наделяли их плодовитостью. Такими свойствами, считалось, обладали как предметы растительного происхождения (амулеты из определенных сортов деревьев и растений), так и образы определенных животных и пернатых (лягушки, змеи, фазан, петух и т.д.) и астральные символы (солнце, луна, звезда). С развитием сознания человека и изменением его миропонимания менялись и художественная трактовка образов, их значение, появлялись новые художественные образы.
Подводя итоги, следует отметить, что с культом плодородия были связаны образы тех животных, которые приносили в свет многочисленное потомство (к примеру, можно привести змею, лягушку и рыб, которые откладывают множество яиц), или же плодовые деревья.
Символы и знаки, которые нашли применение в декоре ювелирных украшений в истоке своего возникновения уходят корнями в далекую древность и восходят к древним аграрным культам плодородия. Все эти местные верования и культы сыграли немаловажную роль в искусстве изучаемого времени. На художественное оформление украшений раннего средневековья повлияли зороастризм (один из основных религий в Средней Азии в тот период), и буддизм. Наиболее излюбленными орнаментами были круг, полумесяц (астральная символика), образы определенных животных и птиц, священные по Авесте (астрально-звериный мотив), а такжеантропоморфные образы местных богинь (зороастризм и другие местные
культы), изображение отдельных частей человеческого тела (рука или кулак, фаллос и т.д.), корни которых идут более глубже и связаны с древним культом плодородия. На ювелирное искусство исламского периода также повлияла господствующая в то время религия. Наиболее популярные мотивы: растительные орнаменты, каллиграфическая надпись, а также сказочно-мифические существа (птица-сирин, крылатый лев и др.), их образы связаны со сказочно-эпическими сказаниями.
Все символы и знаки в разное временное пространство несли в себе смысловую нагрузку и выполняли определенные функции в зависимости от господствующей в то время идеологии.
Таким образом, астральные символы в домусульманский период олицетворяли собой оплодотворяющую и очищающую силу и выполняли функцию оберега. На короне правителя они были показателем особого социального положения человека. В мусульманский период полумесяц и звезда являлись символами ислама, ношение их изображений в виде украшения считалось богоугодным.
Изображения птиц (или их крыльев и перьев) в раннем средневековье олицетворяли власть имогущество (орел, сокол), являлись признаком фарна (петух, голубь, сокол, фазан), как элементы солнечных существ, наделялись оплодотворяющей и очищающей силой; в мусульманский период образы птиц рассматривались как изображения райских существ и выполняли знаковую роль (перья птиц);
Геометрические символы в домусульманский период выполняли сакрально-магическую функцию и наделялись оплодотворяющей силой (ромб, треугольник, цилиндр) и являлись оберегами (круг, квадрат); в мусульманский период - око божье (треугольник), выполняли охранно-магическую функцию (треугольник, цилиндр, прямоугольник), наделялись оплодотворяющей силой (ромб-баргак)
Изображение животных в домусульманский период выполняло сакральную функцию и наделялось оплодотворяющей силой (лягушка, змея,рыба, бык), выполняло также знаковую функцию (верблюд, муфлон, олень) исакрально-магическую роль (кабан, конь, собака или волк); в мусульманский период стилизованные изображения рыб, птичек, змей илягушек выполняли охранно-магическую функцию;
Каллиграфическая надпись в домусульманский период выполняла знаковую функцию (применялась очень редко в украшениях, иногда на перстнях-печатях); в мусульманский период выполняла сакральную функцию оберега и эстетическую (широко применялась в украшениях в качестве декора).
Многие традиции и обряды, связанные с ювелирными украшениями пройдя сквозь века, не теряют актуальности по сей день, что свидетельствует об их крайней устойчивости. Все это говорит о том, что из поколения в поколение народ передавал свои моральные устои и ценности своим детям, а те, в свою очередь, своим, и этому процессу не могло помешать ни вторжение вражеских сил, ни навязывание ими своей религии и культуры. Народ всегда сохранит все то, что ему близко и ценно.
Автор -Александр Емельянов
Умарова Зарина Ходжамахмадовна
Фрагмент авторской диссертации:
Умарова З. Х. История развития ювелирного искусства таджиков (V - начало XX вв.) : дис….канд. ист. наук : 07.00.02 / Умарова Зарина Ходжамахмадовна. – Душанбе. : 2009. –234 с.
.
.