Природа — лучший вдохновитель на творчество. Она не только подсказывает сюжеты, но и делится материалами: рисовать картины можно не красками, а цветами, лепестками, растениями, ягодами. Такое искусство даже имеет свое название — «осибана» — и активно процветает в Японии. А недавно в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга
Людмила уже много лет занимается искусством осибана, руководит Студией Цветосложения, состоит в Pressed Flower Guild (Великобритания), Pressed Flower Art Society (Япония) и Ikebana International. Она написала несколько книг о цветочных чудо-коллажах, а также получила европейский диплом по специальности «флорист-коллажист». И конечно, она знает об этом все.
Людмила Солод
— Людмила, расскажите, почему именно осибана? Как пришли к данной технике?
— «Осибана» в переводе с японского — «прессованный цветок». Это цветок, засушенный под прессом, сохранивший свой цвет, узнаваемый по форме, но при этом плоский. В России создание открыток, картин из цветов долгое время так и называлось — плоскостная флористика. Международное название этого вида творчества — искусство прессованных цветов.
Много лет назад я начала изучать японское искусство икэбана. Философия простоты, ясности, естественности, незавершенности, которая лежит в основе икэбана, стала мне близка. Чуть позже я узнала и об осибана и выяснила, что этим видом искусства занимаются во всем мире и в любом возрасте.
Вот так выглядят иллюстрации в технике «осибана» в книге
— В какой месяц лучше приступать к сбору цветов и растений? Как выбирать то, что нужно?
— Растения, которые будут красками для творческой палитры художника-флориста, собирают в течение всех сезонов. Уже в апреле можно приступать к сбору весенних первоцветов, молодых листиков. Летом быстро сменяется цветение разнообразных трав, злаков, кустарников, лесных и садовых цветов. Все лето — это благоприятный период для сбора. Осень добавляет особенно яркие краски, когда мы засушиваем осенние листья. Зимой, например, можно обратить внимание и засушить что-то из комнатных и оранжерейных растений.
Художник отбирает цветы, которые ему нравятся, а еще те, что вызывают воспоминания или нужны для художественного замысла. Конечно, лучше выбирать молодые, свежие, выразительные экземпляры. Они лучше сохранятся, и цвет их будет ярче.
Трудно поверить, но эти цветы не нарисованы. Это осибана во всей красе
— Какие растения используете чаще всего?
— Я в засушке использую очень большой спектр растений. Стараюсь, чтобы палитра была разнообразной и подходящей для разных по стилю работ. Часто и с удовольствием работаю с папоротниками, гортензиями, розами, орхидеями, хризантемами, фиалками.
— Поделитесь секретами, как правильно засушивать собранные материалы.
— Основной секрет — засушивать растения быстро. Тогда они сохраняют свой цвет. Для этого растения выкладывают на одинарный лист газеты размером А4 и накрывают другим таким же листом — их ботаники называют «рубашкой». Между ними прокладывают «матрасики»: они будут впитывать влагу, их надо регулярно менять на сухие. Самый простой вариант «матрасика» — та же газета, сложенная в 8–16 слоев. Засушка — это процесс, который хорошо бы однажды увидеть, а затем уже практиковать, набираться собственного опыта.
— Какое оборудование нужно начинающему флористу?
— Для засушки растений потребуется много газет, салфеток, ножей и ножниц для препарирования растений. Прессы для засушки бывают маленькие переносные и домашние, стационарные. Их несложно сделать самостоятельно. Чтобы было удобно брать засушенные растения, нужен пинцет. Для работы над коллажами, картинами понадобятся бумага, резиновый клей, рамы, возможно, и краски.
— Где храните собранные заготовки?
Собранные растения я привыкла хранить в прозрачных файлах, группируя их в папки. Папка может содержать один вид растения (папка с пионами, папка с анютиными глазками) или растения одного цвета (папка с белыми цветами, папка с цветами малиновыми) или растения одного сезона (папка с первоцветами, с осенними листьями, с зимними хвойными).
Сова тоже сделана из засушенных лепестков растений
— А есть ли у вас проект мечты?
— Есть большое желание, чтобы этот вид творчества развивался в России. Чтобы гербарий, как традиционный вид этого искусства, присутствовал в наших городских и загородных интерьерах. В нашей стране удивительно мало знают об осибана, об искусстве прессованных цветов, о дизайнерских возможностях этого материала. Я писала об этом книги, но мне кажется, что можно читателям показать еще много интересного, научить создавать цветочные картины, ботанические украшения, сувениры. Можно познакомить читателей с принципами осибана, написать книгу для детей, научить создавать букет не в вазе, а в раме.
— Людмила, какое напутствие вы можете дать начинающим флористам?
— Начиная заниматься искусством прессованных цветов, мы становимся одновременно и флористами, и художниками, и экодизайнерами. Это занятие относится и к разряду арт-терапии. Его называют динамической медитацией, так как при работе с цветами ритмы мозга становятся более гармоничными. Те, кто заинтересуется и начнет это практиковать, обязательно почувствуют на себе благотворное влияние осибана.