Мужская работа или как я училась делать обувь
Уже не помню как все начиналось и что именно меня сподвигло на пошив обуви. Возможно желание уметь то, чего не умею и кажется нереально трудным. А может быть желание заняться тем, чем не получилось раньше.
Так или иначе обдумывала это решение очень долго. Взвешивала доводы за и против, и конечно сумма за обучение тоже требовала согласия всего моего внутреннего я. Но время не изменило решения и вот я пошла.
Предстояло приобрести ещё много материалов для обучения и для непосредственного изготовления. Как обычно бывает времени отведенного на объяснение материала и особенно на его усвоение и повтор оказалось мало. Необходимо было вникать, повторять и тренироваться дома.
Можно сказать мне повезло в том, что нас было мало человек и больше времени уделялось каждому. Конечно, если изучать все с нуля, это очень сложно. Но с каждым занятием, я поднимала из своих глубин, подзабытые знания и умения.
Для всего этого процесса необходимо знание не только строения человека, его скелета, системы мышц, других систем, их взаимодействие и функции, но также конструирование базисных моделей. Это важнейший материал, именно на нем строится вся последующая работа.
Мы знакомились с итальянской методикой построения обуви. Она больше рассчитана на творческий процесс и доработку уже в материале, там меньше формул и четких характеристик. Поэтому она больше подходит для ручного изготовления обуви, дает возможности творчества. Несмотря на это, нужно было обязательно запомнить несколько расчетных формул и постоянных величин.
Как оказалось существует несколько способов построения отдельных элементов, видимо каждый мастер делает как ему удобно. и конечно есть абсолютно обязательные основы, которые нужно соблюдать, чтобы получить анатомически правильную конструкцию и в конечном итоге саму обувь.
У каждого, кто пришел на эти курсы были свои мысли и цели. У каждого были разные возможности. У каждого своя колодка и поэтому все получилось разное.
После построения базовых моделей, мы в итоге должны были построить свою. По чертежам выбранных моделей нужно было выполнить деталировку верха и подкладки. Благодаря разным формам колодок и разным рукам, рисовавшим конструкцию и детали, одинаковая модель была настолько разной. В этом я убедилась абсолютно точно.
С этим багажом мы шли на сборку заготовки. Там под чутким руководством раскроили верх, подкладку и дублирующий материал. Одновременно получили знания по выбору материалов, по дефектам допустимым и нет, по нормам раскладки деталей и прочее. Конечно при раскрое нескольких пар мастера стараются сократить отходы и использовать материал по максимуму. Поэтому в процессе раскроя есть нормы и правила. Если раскрой деталей идет из натуральной кожи, то необходимо знать топографические участки шкуры. Чтобы пара была одинаковой не только по материалу, но и по качеству, необходимо производить раскрой по правилам.
Сборка заготовки дело крапотливое, требует внимания и сосредоточение. Также у каждой конструкции есть своя последовательность операций сборки. Она может быть на швейной машинке, так и ручная. Качество и аккуратность сборки будет отражаться в готовом изделии. Ничего не должно мешать ноге в обуви, все нитки и узелки аккуратно убираются внутрь между деталями.
Много всяких тонкостей, о которых можно только лично, на своем опыте и с мастером узнать. Так сказать из рук в руки. Заготовка готова, приступаем к самому сложном - затяжка на колодку. Для меня это было очень интересно, это было то, чего я совсем не умела и делала впервые. Все это подогревало мой интерес, несмотря на физически сложные вещи.
Это надо понимать именно буквально - нужна определенная сила для многих операций. Запросто можно вспотеть. Видимо поэтому изготовление обуви считается мужской профессией. Вообщем, этот процесс мне очень понравился. Сложность самого процесса затяжки во многом зависит от самого материала заготовки, от его качества и свойств. Некоторые материалы лучше смочить водой для лучшей податливости. Какие-то и так хорошо затягиваются.
И вроде бы все делается приблизительно, так скажем на глазок... Но этот глазок должен быть хорошо заточен и откалиброван. Немного неприятных моментов было связано с запахами клея и ацетона. Хорошо это решается проветриванием помещения. Ещё один момент, затяжку надо делать побыстрее, пока совсем не высох клей. Нужно успеть разгладить складочки и замены, иначе они останутся в готовой обуви. А дальше, выравнивая складки образовавшиеся по следу колодки, параллельно вбивать зятяжные гвоздики, чтобы уменьшить толщину затяжной кромки и закрепить для формовки. Но это все оказалось не самым сложным.
Самое самое сложное это вырезание подошвы и её приклеивание. Конечно можно подобрать готовую под вашу колодку, но раз уж мы учимся - так учимся всему. И вырезанию подошвы и каблука тоже. Самым опасным инструментом, на мой взгляд, был обувной нож для вырезания подошвы. Он самый большой и должен быть самым острым, потому как вырезать подошву - очень тяжело. Делается это в несколько приемов. Вообщем ручное изготовление обуви дело очень занимательное, но требующие мужской силы. Поэтому да, сапожником должен быть мужчина. А с другой стороны, используя современные девайсы, приспособления и инструменты, возможно облегчить этот процесс.
Итогом всего курса была готовая полупара, почти доделанная к ней вторая и много правил и требований к рабочему месту, инструментам и самим действиям во время процесса.
Ещё я узнала, что замшу сейчас почти не изготавливают, это очень дорогой материал, требующий особого сырья и дорогой отделки. Так что вот, покупаем мы с вами либо, велюр, либо список.