Сегодня мы поговорим о совсем небольшом элементе фрейлинского костюма российского двора. Стоит отметить, что фрейлинам императрицы по указу Николая I помимо бархатного платья красного цвета полагалось еще носить на левой стороне корсажа возле сердца отличительный знак — шифр. Он не сразу возник в таком виде. Об этом подробнее ниже.
Фрейлины как таковые появились при дворе во времена Петра I. И вначале им полагалось носить миниатюрное изображение императрицы, при которой они состояли, с короной и бантом из голубой Андреевской ленты. Их именовали портретными дамами. Такая традиция осталась у статс-дам.
Портретная дама при императрице Екатерине I — фрейлина Варвара Алексеевна Черкасская (Шереметьева)
А это уже фрейлина с портретом Екатерины II — Наталья Михайловна Белосельская (Строганова)
Именно при Екатерине II и появились первые шифры — бриллиантовый вензель с инициалом имени императрицы, увенчанный короной и прикрепленный к голубому банту. По сути это была дамская брошь, имеющая значение ордена, как у мужчин, у них были порядковые номера. Это было весьма почетно.
На фото можно заметить, что в разное время шифры даже у одной императрицы имели немного разную форму. Это связано с тем, что обычно их изготовляли придворные ювелиры каждый раз на заказ.
Здесь мы уже видим что-то переходное — и портрет императрицы, и шифр одновременно.
Екатерина Николаевна Зиновьева (Орлова).
И вот уже просто шифры.
Елизавета Петровна Бутурлина (Дивова)
Аграфена Александровна Бибикова (Рибопьер)
Софья Владимировна Орлова (Панина)
Прасковья Николаевна Репнина (Голицына)
Наталья Александровна Суворова (Зубова)
Мария Васильевна Шкурина
Это уже не парадный портрет, и Мария даже не в светской одежде, а в монашеском облачении. Дело в том, что фрейлинами при дворе становились молоденькие девушки преимущественно из знатных семей и состояли в этом придворном чине до замужества. После чего автоматически переставали ими быть — бархатное красное платье им носить было уже не положено и обязанности фрейлин (в том числе и дежурства при императрице) отменялись. Но шифр сохранялся с ними до конца жизни. Его можно было носить, как и прежде.
Мария Федеровна (жена Павла I) и фрейлинский шифр с ее инициалами
Екатерина Алексеевна Васильева (Долгорукова)
Татьяна Васильевна Васильчикова (Голицына)
Фрейлинский шифр Александры Федоровны (жены Николая I)
Мария Сергеевна Сумарокова (Голицына)
Татьяна Александровна Рибопьер (Юсупова)
Анна Михайловна Бороздина (Раевская)
София Васильевна Орлова-Денисова
Анна Давыдовна Абамелек (Баратынская)
Александра Павловна Александрова (Львова)
Мария Петровна Кикина (Волконская)
Екатерина Павловна Кожина (Казначеева)
Каролина Густавовна Штакельберг (Саца)
Иногда во фрейлины жаловали малолетних девочек из знатных семей, которые остались без родителей.
Елизавета Григорьевна и Софья Дмитриевна Волконские
Фрейлинский шифр Марии Федоровны (жены Александра III)
А вот и ее несколько фрейлин.
Мария Михайловна Волконская
Мария Сергеевна Щербатова, Софья Ивановна Всеволожская (Граббе)
Елизавета Николаевна Оболенская, Евгения Владимировна Фредерикс (Воейкова)
Мария Александровна Шаховская (Келлер), Анна Борисовна Щербатова (Голицына)
ДВОЙНЫЕ шифры.
Елизавета Алексеевна (жена Александра I) и ее свекровь Мария Федоровна (вдова Павла I), и их фрейлинский шифр
Стоит сказать, что раньше было принято отправлять после смерти правителя в монастырь его жену. Но после смерти Павла новый император Александр I испытывал чувство вины перед вдовствующей императрицей Марией Федоровной и во многом ей потворствовал. Ее жизнь мало чем отличалась от той, которую она вела до смерти своего супруга, и оставалась во многих моментах «хозяйкой в доме». К ней проявили уважение, когда на смену ее монограммы «М» пришла не «Е», а сдвоенный вензель «ЕМ». Причем монограмма вдовствующей императрицы занимала второе место.
Несколько портретов фрейлин со сдвоенным шифром.
Мария Трофимовна Баранова (Пашкова)
Наталья Федоровна Буксгевден (Унгерн-Штернберг)
Елизавета Николаевна Головина (Потоцкая)
Наталья Викторовна Кочубей (Строгонова)
Авдотья Ивановна Кушелева (Молчанова)
Екатерина Алексеевна Разумовская (Уварова)
Александра Федоровна (жена Николая I) и ее свекровь Мария Федоровна (вдова Павла I), и их фрейлинский шифр
После смерти Александра I, на престол вошел его брат Николай I. В то время Мария Федоровна была еще жива. И, чтобы не задевать ее чувств повторили то же самое — разработали шифр с инициалами вдовствующей императрицы Марии и ее невестки Александры — «АМ». Традиция сдвоенных шифров была заложена окончательно. Только после смерти Марии Федоровны Александра получила возможность заказывать у придворных ювелиров свой вензель «А». О нем мы говорили выше.
Это фрейлины того периода.
Софья Сергеевна Хованская (Кокошкина)
Софья Евграфовна Комаровская (Комовская)
Фрейлинский шифр императриц Александры Федоровны и Марии Федоровны
Ко времени правления Марии Федоровны (жены Александра III), традиция относиться с должным уважением к вдовствующей императрицы не только сложилась окончательно, но и приобрела большой размах. Например, на торжественных церемониях, новый император вел под руку вдовствующую императрицу, а его супруга (действующая императрица) шествовала позади них.
Отпускать власть из своих рук Мария Федоровна не хотела (это была еще достаточно молодая женщина по нашим меркам — овдовела она в 47 лет), это выражалось даже в том, что в сдвоенном вензеле «МА» первый инициал принадлежал уже ей, а не ее невестке Александре.
Видимо этот момент сильно задел Александру Федоровну, отношения у которой не заладились со свекровью. И традицию вручения фрейлинских шифров действующая императрица отказалась продолжать (вместо нее это делать пришлось вдовствующей императрице Марии Федоровне). Это негативно отразилось на репутации Александры, итак достаточно холодной, сдержанной и высокомерной, как многие ее считали. Правда была и еще одна причина, по которой императорская семья чуждалась общения со своим двором — болезнь цесаревича Алексея. Не много, не мало это было настоящей государственной тайной, поэтому круг общения последней императрицы был весьма ограничен.
До нас дошло большое количество фотографий фрейлин в парадных платьях конца царствования династии Романовых.
Екатерина Павловна Кожина
Мария Николаевна Игнатьева
Екатерина Александровна Голицина (Волкова), Ольга Николаевна Звегинцова (Гендрикова)
Екатерина Сергеевна Хвостова, Наталья Алексеевна Челищева (Приклонская)