Создавая в течение уже многих лет весёлые образы по фотографиям, которые мне присылают заказчики, я однажды задумался: все эти работы, конечно, уникальны и действительно радуют тех, кому решили сделать подобный подарок, но в виде обычных портретов - это не совсем оригинально. Ну, повесит юбиляр или виновник ещё какого торжества свой портрет на стенку, а какая от этого сувенира практическая польза? Душу - да, греет, а глаз радует. Но подобными изделиями рынок авторских композиций перенасыщен, их различают только стиль, качество проработки, техника исполнения. А если сделать полноценную объёмную скульптуру - небольшую ростовую фигуру? Впрочем, такие услуги также оказывают многочисленные мастера художественной скульптуры или миниатюры. Очень много предложений разработать по фотографии фигурку-шарж. Несомненно, это гораздо оригинальнее, чем просто портрет, но вместе с тем и гораздо сложнее и соответственно ощутимо дороже - далеко не каждый сможет себе позволить подобный подарок.
И вот однажды меня осенило: а что если делать портретные фигурки двухмерными, то есть плоскими, по аналогии с ростовыми фигурами. Да не просто фигурку, а полезный предмет, который мог бы стать не только своеобразным оберегом, но и удобным помощником в повседневной жизни. Так родилась Идея авторских портретных карандашниц и визитниц, которые помогут поддерживать порядок на столе делового человека, постоянно при этом напоминая, как о важном событии, так и о людях, сделавших такой добрый подарок.
Вот пример сувенира, который я разработал к Дню рождения своего папы:
Но всё началось с... Иммануила Канта, которого считаю своим земляком, проживая в том же городе, где прошла его жизнь - Кёнигсберге, нынешнем Калининграде (к слову, эту поделку я позже подарил нашему новому мэру - Алексею Силанову).
Сейчас расскажу о самом творческом процессе. Во-первых, всё начинается с эскиза, который я делаю на компьютере с помощью графического планшета - это та же ручная работа, только немного упрощающая в последствии перенос изображения на деревянную основу. Во-вторых, сделав набросок (я специально несколько выделяю лицо относительно тела, так как не ставлю задачу добиться анатомического реализма, мой стиль - шарж, а лицо здесь самый главный элемент), отправляю его в программу радактирования векторной графики, в которой произвожу отрисовку контура для выкройки. И, наконец, в-третьих, разрабатываю чертёж - выкройку для лазерной резки из фанеры. Итак, резка произведена - и у меня на руках заготовки будущей портретной визитницы-карандашницы. Каждый элемент, выполненный из 3-х миллиметровой берёзовой фанеры, я тщательно шкурю и шлифую, затем пропитываю специальным раствором (не морилкой) под орех - цель: подчеркнуть фактуру дерева, это важно. Заключительной частью подготовительной работы становится распечатка эскиза на лазерном принтере в зеркальной проекции и перенос изображения на фанеру методом декупажа (об этом здесь рассказывать не буду, скажу только, что через сутки, намочив пальцы, аккуратно скатываю бумагу с фанеры так, чтобы на ней остался только сам эскиз).
Мне достаточно видеть основные линии, качество их прорисовки не очень важно, потому что с этого момента начинается собственно сама творческая работа. Я беру линеры (рапидографы) разного диаметра и начинаю проработку рисунка, не делая впрочем значительных акцентов - всё это потом, после тонировки.
Сперва я тонирую специальной пропиткой, подчёркивающей древесную текстуру, элементы одежды. Можно было бы, конечно, не заморачиваться с этой пропиткой на данном этапе, но, как я уже писал, мне так хочется сохранить уникальный узор древесины, потому что дерево - это не основа для рисунка, а важная часть всей композиции. Наконец, добавив линерами несколько дополнительных деталей в рисунок, я приступаю к лёгкой тонировке акварелью (главное - не перенасытить, поэтому не использую грунтовку и акрил; текстура дерева и только текстура дерева!)...
Пару часов на просушку, и можно приступить к финальной доработке. На этом этапе к линерам присоединяются тушь и перо. Я прорабатываю детали, подчёркиваю, делаю акценты - то есть занимаюсь непосредственно графикой. Но это ещё не всё. Когда рисунок полностью удовлетворяет, я покрываю его аэрозольным (!) акриловым лаком - 3 слоя через 15-минутные промежутки времени. Думаю, нет нужды объяснять, почему именно аэрозольным: чтобы тушь не потекла. Причём нужно покрывать первый слой с достаточно большого расстояния, буквально с метра, чтобы до рисунка доходило лишь лёгкое облачко лака. Дальше можно действовать посмелее.
Художественная часть на этом заканчивается и снова начинается чисто техническая. Кстати, после нанесения аэрозольного лака ещё пока можно дополнить рисунок некоторыми штрихами с помощью линеров, но тушь с пером стоит уже отложить в сторону. Дощечка затем покрывается несколькими слоями лака (я использую губку), изделие сушится не менее 10-12 часов, после чего шлифуется.
Завершает весь процесс - склейка. Я использую свой любимый ПВА "Столяр". Стоит добавить, что после склейки всё изделие ещё раз аккуратно шлифуется, особенно в местах стыков, и без особого фанатизма опрыскивается аэрозольным лаком.
Заканчивая обзор, хочу обратить внимание, что существует и менее трудозатратный способ, когда всё изображение рисуется на компьютере, а потом распечатывается на виниловой плёнке с последующим нанесением на фанерную контурную основу.
Нужно признаться, что и такая поделка не в меньшей степени будет радовать своего обладателя.
И всё-таки я уверен: именно ручной авторский рисунок на дереве - это действительно по-настоящему уникальное произведение.