Две уникальные картины!
Двумя уникальными картинами может отныне похвастать коллекция Национальной галереи в Лондоне. Одна из них — атмосферный этюд «Винные бокалы», который Джон Сингер Сарджент написал, будучи юношей. Второй — натюрморт Хуана де Сурбарана, великолепного мастера натюрмортов XVII века, долгое время незаслуженно находившегося в тени своего отца. До сих пор эти полотна были скрыты в частных коллекциях и стали доступны публике по воле их бывших владельцев.
Национальная галерея никогда прежде не владела картинами художника эпохи барокко Хуана де Сурбарана. Полное название произведения — «Натюрморт с лимонами, лилиями, гвоздиками, розами и лимонным цветком в плетёной корзине вместе со щеглом на фарфоровой чаше с водой, поставленной на серебряный поднос, всё расставлено на каменном парапете». Композиция была написана где-то между 1643-м и 1649 годами и коротко называется «Натюрморт с лимонами в плетёной корзине».
Хуан де Сурбаран родился в 1620 году и начал обучаться живописи в мастерской своего отца
Работы Хуана де Сурбарана чрезвычайно редки — до наших дней дошло лишь около дюжины натюрмортов. Творчество этого живописца было забыто почти на 300 лет,и только в 1938 году он присоединился к пантеону великих испанских мастеров барокко. Всё это время получить заслуженное признание ему мешала слава отца, но теперь искусствоведы оценили оригинальный вклад Хуана в традицию натюрморта (или«бодегона») Золотого века Испании.
В своей картине, написанной в последние годы жизни, Хуан де Сурбаран сочетает монументальность композиции с необычайной изысканностью и достоверностью изображения. В центре внушительного натюрморта находится большая плетёная корзина, наполненная зрелыми лимонами, вероятно, только что сорванными с дерева. Ансамбль дополняют цветок лимона, красные гвоздики, синие дельфиниумы, две белые розы, лилии и тюльпан. Этот ранее неизвестный и не публиковавшийся натюрморт недавно обнаружили в испанской частной коллекции аукционисты дома Sotheby’s. Они договорились о его продаже в Национальной галерее в Лондоне.
Картина Джона Сингера Сарджента «Винные бокалы» (ок. 1875) также принадлежала приватному ценителю. Он пожелал передать её музею по схеме, которая позволяет гражданам страны жертвовать предметы искусства или объекты исторической ценности государству в счёт уплаты налогов.
Родители Джона Сингера Сарджента были американцами, но сам он появился на свет во Флоренции в 1856 году и провёл всё детство в Европе, главным образом в Италии,Франции, Швейцарии и Германии. Художественный талант у будущего портретиста проявился очень рано, и в 21 год он уже выставил свою первую работу в парижском Салоне. Пик славы Сарджента пришёлся на 1890-е — начало 1900-х годов, когда он написал многих выдающихся личностей своего времени. К 1910 году мастер практически отказался от портретов (хотя писал их по случаю), сосредоточившись на пейзажах и фресках. Этюд «Винные бокалы» с видом веранды 19-летний юноша создал,вероятно, в Бретани. Там он проводил лето 1875 года — вскоре после первой выставки импрессионистов в Париже. Мазки голубого пигмента на тёмно-красной поверхности вина, эффектные пятна солнечного света на скатерти и полу, а также ощущение неторопливой лёгкости, исходящее от полотна, показывают, насколько внимательно молодой живописец отнёсся к художественным новшествам