Вы никогда не задумывались над тем, чем так привлекательно пахнут ваши любимые духи? Что это за аромат, который мягко окутывает кожу дымчатой вуалью, или аккуратно и ненавязчиво остается на коже, когда основные ноты уже покинули ее? Сегодня я расскажу вам об одной из самых загадочных нот в парфюмерии — абсолюте дубового мха.
Среди огромного количества ингредиентов, которые могут использовать парфюмеры, всегда находятся несколько описательных «нот», или парфюмерных аккордов, которые используются очень часто. Возможно, читая описание своего любимого аромата, среди списка базовых нот вы могли увидеть наименование «дубовый мох», «древесный мох», «разогретая древесина», «теплая земля». За появление такого аккорда в аромате и отвечает абсолют дубового мха. Что же это за растение?
Дубовый мох, или Evernia Prunastri, он же — Эверния Сливовая, это лишайник, растущий на деревьях по всему Северному Полушарию земли. Это лишайник наиболее часто встречается в лесах севера Франции, в Сербии, Хорватии, и других странах центральной Европы. Для нужд парфюмерии лишайник собирают, промывают от грязи и пыли, и, с помощью специального оборудования, добывают из него несколько видов ингредиентов — абсолют, конкрет и резиноид мха. В высокой парфюмерии наиболее ценен абсолют — в первую очередь за то, что его аромат наиболее полно отражает аромат самого лишайника во всей его многогранной гамме оттенков, во вторую — за удобство работы с ним. Абсолют легко и без остатка растворяется в спирте, почти не дает осадка и не имеет сторонних примесей.
В парфюмерии нота дубового мха — это всегда базовая нота, то есть та, которая слышна близко к коже, когда звучание более верхних и более летучих соединений покинуло кожу или одежду своего обладателя. При этом она совершенно универсальна по своему звучанию, поэтому может использоваться как в женских, так и в мужских композициях. И, кстати, в женских композициях она звучит подчас даже более смело и красиво, чем в мужских, добавляя своей избраннице незабываемых харАктерных, смелых сливочных нот.
Включение даже небольшого количества мха в парфюмерную формулу придает аромату очень элегантное, вдумчивое и теплое звучание. Он становится красивым обрамлением композиции, добавляя свою сложную, но мягкую глубину парфюму. Нота дубового мха звучит как нагретая летним солнцем лесная земля, как сладкий сок на коре старого дуба, он может придавать композиции ноты старинных коньячных бочек и теплый оттенок кедровой древесины, стружек березы, опаляемых пламенем костра и даже — шерсти лесного зверя, промелькнувшего на лесной дороге. Он очень многогранен и сложен, он действительно могуч и нетороплив, но отличается напористым характером и добрым, сладковатым оттенком звучания.
Чаще всего этот парфюмерный компонент используется в духах шипровых и фужерных направлений. Шипровые композиции отличаются интеллектуальным характером. На поверхности они всегда кажутся легкими и веселыми, но имеют пронизывающую глубокую базовую ноту, которая делает всю композицию задумчивой, изменяющейся во времени и достаточно грустной по звучанию. И эта базовая нота - именно дубовый мох. А в фужерных композициях, то есть в ароматах свежего, бергамотного, морского и немного мужского, часто спортивного, бальзамического звучания, аккорд дубового мха дает красивую ноту мужественности, мягкой чувственности и некоторой животной привлекательности.
Несмотря на все его потрясающие ароматические свойства, у дубового мха есть один недостаток — из-за него часто возникает аллергическая реакция, именно поэтому использование этого ингредиента в парфюмерии строго регламентировано международными стандартами. В настоящий момент использование этого ингредиента в формуле духов настолько ограничено, что ароматические свойства лишайника почти не слышны в композиции. И это приводит к тому, что парфюмеры по всему миру используют различные виды синтезированных ароматических молекул, очень напоминающих дубовый мох по аромату, но, на самом деле, не имеющих такой глубины, оттенков и граней аромата, как настоящий лишайник.
Строгий и мужественный, чувственный и мягкий, дубовый мох используется все реже и реже, его аромат уходит в прошлое, придавая редким духам, в которых он используется, ощущение неизгладимой, опрятной, будто человеческой, мудрости.