У меня снова настроение поностальгировать, и сегодня я хочу рассказать о работе над одним из самых масштабных своих проектов в фарфоре.
Идея принадлежала руководству Дулевского фарфорового завода (там же, на заводе, и велась работа), это была многофигурная композиция, одна только лепка которой заняла у меня несколько месяцев.
Ну, я не буду много говорить, а перейду к картинкам! Надеюсь, персонажей мне представлять не надо?
Все началось, как водится, с эскизов. Из нескольких моих идей остановились на вот этой:
Далее последовали месяцы лепки, и в результате вышло вот что:
Это все еще пластилиновая модель, конечно. Уже после того, как были сделаны фотографии, я вносила в модель изменения, в частности, убрала крест с подставки, подправила кое-кому лица и руки. И еще что-то, кажется. Правки вообще дело бесконечное, их можно вносить снова и снова...
На этом первый этап работы завершился, дальше последовала формовка. Естественно, снять форму с такой композиции целиком невозможно, поэтому я разрезала ее на части, много частей. Делать фото процесса у меня времени не было, потому что было лето, жара, и я спешила снимать формы как можно скорее, чтобы пластилин не успел деформироваться (с ним это бывает, особенно летом). Формовка заняла у меня примерно месяц. И вот результат – все формы, что вы видите на этих двух картинках:
Последнюю форму я потом еще доводила до ума после сушки; подшлифовала и выровняла донышко. Возможно, вы заметили, что в ней нет литников. Они были просверлены позже, когда я со всеми мудрыми людьми посоветовалась, где именно им быть. Вот так, чем крупнее форма, тем важнее расположение в ней дырок.
Итог второго этапа работы – 31 гипсовая форма.
Переходим к литью!
Формы собраны, связаны и расставлены на литейном столе в надлежащем порядке:
Отлитые мелкие детали:
В зависимости от размера и расположения приставов толщина черепка в частях скульптуры разнится: самой толстой обычно отливается подставка, самые тонкие – головы и руки. Соответственно, и выходят они из форм по очереди, так что, пока "подходили" крупные детали, я успевала заняться мелкоткой: зачистить швы, прорезать дырки в нужных местах, etc.
Сборка:
Все части скульптуры соединяются по принципу сообщающихся сосудов, чтобы воздух внутри нее проходил свободно. Это важно при сушке, и особенно важно при обжиге. В принципе, достаточно было бы и небольших дырочек, но, вырезая большие отверстия, я заодно облегчала вес скульптуры...
Оправка – важная часть процесса. Когда вещь отливается по матричным формам, поверхность выходит не самая ровная, и я провела долгие часы со стеками, шкуркой и губкой, убирая пластилиновую рябоватость и занимаясь окончательной доводкой.
Подсушенную фигуру покрыли глазурью:
(Мне случалось встречать недоумение "если это глазурь, почему она белая и матовая? почему не блестит?". Это, в свою очередь, вызывало недоумение у меня. Ну да, она белая и не блестит, потому что еще не обожжена. Как по-другому-то?)
Дальше скульптура отправилась в печь вместе с другими фарфоровыми изделиями:
И на следующий день мы получили готовую скульптуру:
И, наконец, та же скульптура в росписи художницы Валентины Шириной!
На данный момент эта композиция остается самой большой моей скульптурой в фарфоре (но не в других материалах, конечно. Бывали и побольше).
Финальным этапом работы для меня лично было создание моделей скульптуры для производства. Матричные формы не особенно годятся для тиража изделий по причинам, которые я уже упоминала. И вот тут на сцену выходит высокопрочный модельный гипс: каждая деталь отливается из него отдельно, шлифуется и доводится до ума. Вот что получается в итоге:
Гипсовые детали можно аккуратно собрать вместе. Отчего-то я забыла поставить для этого фото одну из княжон:
На этом у меня все, надеюсь, было интересно!
Хорошего дня!
Таня.