Сегодня я хочу поднять довольно-таки щекотливую тему — нагота в искусстве. Считаю эту тему достойной внимания и изучения.
Лично у меня великий интерес к данному жанру, и я не испытываю эстетический шок, видя наготу в любом её проявлении. Я родилась и выросла в Санкт-Петербурге, стоит отметить, что культурные достопримечательности моего города пестрят обнаженными телами, и Аничков мост на Невском проспекте — один из ярчайших тому примеров. Экспонаты в Эрмитаже и Русском музее также не лишены данного направления, из этого я делаю вывод, что представление обнаженного человеческого тела — один из важнейших жанров искусства, который появился аж 30 000 лет назад.
Изначально, следует различать разницу между понятиями «голый» и «нагота». Быть голым — значит быть лишенным одежды и испытывать, свойственное в таком положении, чувство неловкости, уязвимости, дискомфорта. Слово «нагой» не содержит никаких обертонов неудобства. Это образ тела. Тела уравновешенного, цветущего, уверенного. Правильное понимание этих понятий исключает ошибочное восприятие наготы в искусстве.
Если немного погрузиться в историю жанра, мы увидим, что в Древнем Египте нагота трактовалась как нечто вполне естественное. В Древней Греции изображали обнажённых юношей-атлетов. В их физическом совершенстве греки находили отблески благородства души. Позже, в XV веке, итальянцы трактовали изобразительное искусство, как интеллектуальную деятельность и погружались в глубокое изучение анатомии. Именно тогда обязательным элементом обучения стало изучение античности и рисование обнаженных натур. Они даже вскрывали тела умерших, чтобы лучше изучить строение тела. Это был рассвет обнаженной натуры. «О том, что мы знаем так хорошо, мы знаем слишком мало» (Джованни Чиварди)
Посредством обнаженных натур, художник передает человеческие эмоции, олицетворяет нравственные заповеди. Например, Геркулес символизирует моральную силу, нагим. Джованни Пизано изобразил Венеру Целомудренную нагой, как персонализацию добродетели, умеренности. Вспомните, Адам и Ева — тоже изображаются нагими. Адам и Ева — начало рода человеческого. Первый грех. Такие ассоциации не носят одежды. Телесность Иисуса Христа подчеркивает человеческую природу Сына Божьего.
Я несколько раз была в Осло и посещала парк голых скульптур «Вигеланд». После посещения, у меня было ощущение, будто меня погрузили в море человеческих эмоций, чувств, историй. Очевидно, что обнаженные натуры всегда вызывали интерес у художников и скульпторов и у зрителя.
Если задуматься, процесс изображения обнаженного тела может принести большое удовлетворение, особенно, если сочетать его с изучением анатомии тела, психологии, философии, истории, энергии.... Я не понаслышке знаю, что изображая человеческое тело, нужно начинать с его скелета, и далее, «одевать» его. На первом месте всегда должно быть исследование человеческого тела и руководить художником должно его собственное эстетическое чутье.
Подобно портрету, изображение обнаженной натуры позволяет взглянуть на тело себе подобных и почувствовать свойственную человеку жизненную силу. На Западе придавали большое значение очертаниям анатомического строения тела, а на Востоке ставили во главу жизненную силу человека и любые признаки его внутренней энергии.
Изображение обнаженной натуры пробуждает чувство прекрасного в душе зрителя. Сегодня нет единой или преобладающей концепции изображения обнаженного тела и это, на мой взгляд, снимает все рамки, сдерживающие фантазию художника. Я считаю это положительной тенденцией. Сейчас, индивидуальные предпочтения художников колеблются от абстрактных до гипер реалистичных образов — неизменным остается лишь интерес человека к собственному телу. Человек — это нераздельное целое души и тела, поэтому ничто из того, что касается человеческого тела не может считаться предосудительным.
Изображение обнаженного человеческого тела способно вызвать ряд физических ощущений у зрителя, однако, помимо биологических потребностей, существуют другие сферы человеческого опыта — гармония, энергия, экстаз, смирение.
Обнаженная натура — универсальное и вечное средство выражения.
В завершении статьи, немного сарказма — если Вас смущает вид обнаженного тела — не ходите по музеям и не пользуйтесь сторублевой купюрой.
Всем добра и успехов! Спасибо за внимание!
С уважением, Мария Лаптева.