Обновление пароля

 > Журнал > Блоги > Персональные записи > Какая чаша была у Ильи Муромца

Какая чаша была у Ильи Муромца

01.04.2010 15:27     Просмотров: 1759     Комментариев: 0     

Почти всегда в числе сказочных деяний богатырей упоминается чара необъятных размеров.
Так, Марко Королевич выпивает разом «ендову в девять мер».
Илья Муромец похваляется перед идолищем поганым в том, что он «по семи ведер пива пьёт, по семи пудов хлеба кушает».
Про молодую жену Добрыни Никитича говорится, как она, «налив чару зелена вина…в полтора ведра», подносит его добру молодцу, а тот принимает её чару «в одну руку» и «выпивает за единый дух».

 


Ещё характернее сказать о Василие Буслаевиче, который выбирает себе дружину храбрую и пробует их силу молодецкую, прибегая к следующему приёму: наливает полутораведёрную чашу «зелена вина» и обращается к молодцам: «Кто эту чашу примет одной рукой и выпьет за един дух, тот в моей дружине храброй».
Подобных примеров народной трактовки роли хмельных напитков в жизни наших предков – великое множество.
Впрочем, обожествляли хмельное практически все народы. Везде вино, пиво, мёд, квас и прочие бодрящие напитки являлись непременными атрибутами молодецкой силы, удали, отваги, доброты, открытости, чистосердечия и хлебосольства.
Когда-то вино пили вместо воды…
До начала семнадцатого столетия вино считалось единственным и неповторимым целебным напитком.
В городах сырую воду пить было опасно.
Эль без содержания хмеля портился очень быстро.
Кроме того, в те времена не существовало напитков, содержащих кофеин.
Когда в Европе появилось вино, люди будто сошли с ума – по хроникам тех времён можно подумать, что все богатые европейцы, получившие возможность насладиться прекрасным напитком, потеряли чувство меры, устраивая постоянные пирушки и почти никогда не бывая трезвыми.
В семнадцатом веке всё изменилось: из Центральной Америки по миру отправился шоколад, из Аравии – кофе и, наконец, чай – из Китая.
В это же время в Дании развивалось искусство дистиллировать воду, на западе Франции изобретались перегонные аппараты для дешёвого белого вина, добавки хмеля превратили эль в гораздо более «выносливое» пиво, в крупнейших городах по трубам побежала чистая вода, которой раньше так недоставало жителям.
Над винной индустрией нависла угроза исчезновения.
Поэтому не случайно создание самых прославленных марок вина, которые и сегодня считаются классическими, относится ко второй половине семнадцатого века.

 



Великий князь Киевский Владимир говорил: «Руси есть веселие питии, не может без того бытии». Хотя позже эту же поговорку некоторые учёные стали приводить с обратным знаком – как историческое признание пьянства на Руси.
Народная молва донесла до наших дней рассказы о пирах князя Владимира. Община и миры, города и сёла сходились на игрища, собирались на братчины, пиры и беседы. На народный пир приглашали князя, на пир княжеский собирался народ.
При обедах царских находились: Кравчий, чашник, чарошник; каждый из них смотрел за своевременным подаванием кушаний и напитков; но сверх их назначались ещё к столу чиновники особых поручений. Они подавали за стол ковши или чаши, кому государь приказывал.
Иностранцы с изумлением отзывались о пышности тогдашнего царского стола: гости пили и ели из золотых сосудов; слуги во время обедов три раза переменяли своё платье, и обед продолжался до ночи.

 


Конечно, цари, хозяева положения, показывали и пример щедрого употребления хмельного за здоровье высоких гостей.
По свидетельству англичанина К. Адамса, Иван Грозный выпивал чашу «одним духом».
Таким же образом убеждали пить и иностранных послов, что вызывало у них немалые затруднения.
Другой очевидец княжеских застолий того времени П. Алеппский рассказывает, что в конце царского застолья «гости выпивали чаши за здоровье хозяина и хозяйки, осушая их до капли, ибо у них обыкновение, что кто не осушит чашу, тот считается отъявленным врагом, потому что не выпил за полное здоровье хозяина дома».
«русские пьют чашу до дна и при этом говорят, что они желают великому князю «удачи, победы, здоровья и чтобы в его врагах осталось не больше крови, чем в этой чаше вина».
И ещё один документ прошлого – записки П. Петрея, который писал: «при дворе московских государей старались напоить иноземных послов и часто преуспевали в этом. Ибо кто не пьёт лихо – тому нет места у русских».
В Петровскую эпоху царские застолья приобрели качественно новый размах.
Как отмечает историк Д. Бородин, царь даже опоэтизировал громкие и весёлые пиры и, устраивая шутовские праздники, учредил так называемую «всепьянейшую коллегию». Члены этой шутовской «коллегии» примерно служили Бахусу на многочисленных празднествах при дворе.
Наслышанные об этом иностранные гости откровенно побаивались царских пирушек, а особенно знаменитого кубка»Великого Орла», свалившего к трону Бахуса даже очень стойких питухов.
Вот одна из множества «велико-орловских» историй.
В декабре 1709 года в Петербург явился посол короля датского – морской командир Юст Юль и сходу попал на «бахусоподражание».
Застолье продолжалось до четырёх часов ночи, причём пирующие во главе с царём побывали в одиннадцати местах…
Усердное служение Бахусу почти не прекращалось, и несчастный посол стал всячески уклоняться от новых кубков и чарок, но и ему не удалось избежать знакомства с «Орлом».
Когда Пётр Великий находился на борту корабля, его все должны были называть «господином шаут-бенахтом», а за обмолвку полагался «Великий орёл». Бедный Юль проштрафился, но когда по команде царя ему принесли «орла», посол пустился в бегство и со страху залез на корабельные снасти. Тогда царь с кубком «орла» в зубах взобрался к ослушнику, устроился рядом с ним и заставил осушить в наказание не одного, а целых пять «орлов». Потом его «с великой опасностью» спустили на палубу.. А что опасность эта была действительно «великой», можно судить хотя бы по тому, что многие гости, даже после одного «орла» уже не стояли на ногах.
Особенно торжественно и радостно , от всей души, отмечались Петром победы российского воинства и оружия.
Взятие Ревеля в 1710 году дало законный повод для трёхдневного «бахусоподражания». Пиры следовали один за другим, и «протодьякон Пахом», как именовался в близком кругу Пётр Великий, во главе учреждённой им весёлой и «неусыпной обители» ходил из дома в дом, поздравляя всех с победой. Как свидетельствует тот же Юст Юль, по подсчётам царских денщиков, Петр в один из таких дней выпил 36 стаканов вина, однако по «виду этого нельзя было заметить».

 



Восемнадцатый век можно назвать «Золотым веком русской водки». Её производством занималось исключительно крупнопоместное и титулованное дворянство.
Естественно, что русские водки были украшением царского стола. Более того, царский двор нередко презентовал русскую водку именитым иностранным гостям. Так, Екатерина вторая дарила водку Фридриху Великому, шведскому королю Густаву третьему и даже…Вольтеру и Карлу Линнею. В последствии великий ботаник написал исследование : «Водка в руках философа, врача и простолюдина».

Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
 

Сообщение модератору

Отправьте сообщение модераторам, если считаете, что данная работа нарушает Правила Ярмарки Мастеров.

Шаг 1 из 3: Создание магазина

Откройте собственный онлайн-магазин в несколько простых шагов и зарабатывайте любимым творчеством
Как будет называться магазин?
Какой у него будет web-адрес?

Шаг 2 из 3: Регистрация

Укажите контактные данные для своего магазина. Уже есть аккаунт?
Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

Шаг 3 из 3: Проверка email

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email
Остался завершающий шаг! Мы отправили Вам письмо, перейдите по ссылке в нем, чтобы подтвердить свою почту и начать работу с магазином.
Если письмо не пришло — можем отправить еще раз