Дабы пресечь все возможные споры, сразу скажу, что данная статья основана исключительно на личном опыте, который может отличаться от вашего. Но я буду рада, если вы им поделитесь со мной и читателями.
Ваш магазин растет, вы уже перешли на новый уровень и открыли ИП (стали Индивидуальным предпринимателем). Так как сотрудничество со службой доставки возможно только для юрлиц (и ИП в том числе), то данный фактор будет являться решающим. Обязательно потребуется открытие расчетного счета. И желательно будет сделать печать (это не обязательно, но лучше ее иметь).
Служб доставки довольно много, я работаю с одной (не буду рекламировать название, кому интересно, могу написать лично, да и в правилах моего магазина можно найти). Но думаю, что каких-то существенных отличий нет, и выбирать лучше ту, пункт приема которой находится у вас наиболее близко.
Вся нижеизложенная информация актуальная для ИП, работающего в Москве (возможно, в других городах ситуация обстоит по-другому и есть свои нюансы).
Основные плюсы работы со службой доставки:
Это очень важный и наверно самый главный плюс. Я живу в Москве, огромный город. Иногда, чтобы доехать из одного конца в другой нужно 1-1,5 часа, туда-обратно, уже 2-3 часа. Масса времени, которое можно было бы потратить с большей пользой. И еще траты на проезд (70-120р если с пересадками). Так что, иногда бывает выгоднее заплатить за доставку, но забрать заказ рядом со своим домом. Не созваниваться, не искать удобное время, не подстраиваться под других людей.
Если у вас нет онлайн-кассы, вы не имеете права принимать оплату наличными (речь идет об ИП и интернет-магазине). Однако, служба доставки может выдать кассовый чек за вас. Таким образом, покупатель оплатит покупку удобным ему способом при получении, а вы не нарушите закон.
Тут я думаю итак все понятно. Когда посылка приходит в пункт выдачи, покупателю сразу приходит смс. Не нужно ждать пока извещение принесет почтальон. Хотя надо отдать должное нашей почте, у них в последнее время смс тоже иногда приходят.
Да, это вам не отделение почты России. Сдача и получение посылок происходит практически мгновенно. Даже если есть очередь (на мое памяти было один раз 3 человека), это все равно очень быстро. К тому же, многие пункты работают и по выходным, и допоздна. Так что, удобно.
Никто не будет придираться, что у вас некрасивая коробка, или вообще пакет, обмотанный скотчем. Главное, чтобы все было закрыто, заклеено, не рваное. Это очень важный момент, если у вас (как у меня) бывают негабаритные, большие, нестандартные посылки, то этот существенно упрощает процесс упаковки.
При сдаче посылок вы ничего не платите, все расчеты происходят потом. Не нужно копаться с деньгами, можно снарядить сдавать посылки кого-угодно (сестру, соседа, мужа), если сами не успеваете или не можете.
Есть некоторые службы, для которых наличие собственного сайта обязательно. Но у той, которой пользуюсь я, сайт не нужен. Так что, даже имея просто страницу тут, на Ярмарке Мастеров или в любой социальной сети, можно заключать договор.
Это очень удобно. При заключении договора со службой доставки у вас появляется доступ в личный кабинет. Там вы видите все свои посылки, их статусы, что в пути, что выдано. Есть встроенный калькулятор, который при вводе данных о посылке (веса, ценности, пункта назначения) сразу посчитает стоимость доставки. Можно сделать автоматическую наценку на упаковку или на крупногабаритные посылки.
Никогда, правда, такой возможностью не пользовалась, но она есть. Не пользовалась потому, что: курьера надо сидеть и ждать, это не всегда бывает удобно. Забор посылок стоит денег (забор до 10 заказов – 250 рублей, забор от 10 и более заказов одновременно – бесплатно). Заявку на забор посылок нужно отправлять заранее, то есть, теряется лишнее время.
По крайней мере в будни в рабочее время в чате всегда есть онлайн-консультант, готовый ответить на все вопросы. Если вопрос требует долгого времени на решение, ответ потом пришлют по почте.
Это точно касается Москвы и области, и, я полагаю, европейской части России. Если дальше, то почта выгоднее. Да и почтовые отделение у нас все-таки есть по всей стране, а вот пункты доставки только в крупных городах (но это уже скорее минус, к обсуждению которых мы и переходим).
______________________________________________________________________
Итак — минусы, хотя я считаю, что при полученных плюсах — это и не минусы вовсе, а так, мелкие неудобства. Или, скажем так, моменты, на которые следует обратить внимание.
На почте за вас все в компьютер вносит оператор, тут вы должны забить все сами. Номер телефона клиента, ФИО, адрес ПВЗ (очень удобная форма поиска упрощает этот момент). Вы должны распечатать ярлык на посылку и акт приемки-передачи в двух экземплярах. То есть, еще и принтер нужно купить, если у вас его еще пока нет. Лично меня этот пункт не напрягает, это все равно экономит мое время и быстрее, чем на почте. Если посылок несколько, то акт составляется один сразу на все посылки, сдаваемые за один раз.
Вообще, система ведения продаж и заказов — это отдельная песня. Но если у вас пока все только в начале пути и продаж не очень много, можно просто вести таблицу в экселе: номер заказа, фио клиента, номер телефона. Так как именно по вашему номеру заказа ваша посылка будет идентифицироваться в базе данных службы доставки. Да, у каждой посылки будет еще свой трек-номер для отслеживания, но номер заказа тоже нужен. Именно эти номера заказов будут потом в итоговых отчетных документах.
То есть, например, с 1 го по 10ое число вы отправляете посылки. Покупатели их получают, платят за них деньги, но вы эти деньги увидите только 11-го числа (за вычетом стоимости услуг по доставке). с 11 по 20ое - 21го числа, с 21 и до конца месяца — 1го числа следующего. Это не очень удобно, товары уже проданы, а средства за них вы еще не получили. Есть возможность получать деньги быстрее (1-3 дня), но будет дополнительная комиссия (1,5%). Это ни к чему. В целом, это тоже для меня не самый крупный недостаток, в любом случае, нужно всегда держать в обороте достаточное количество средств и не жить «от зарплаты до зарплаты». Важно помнить, что если за всю декаду вы отправляли посылки уже предоплаченные (то есть, покупатели за них не платили при получении), то по итогам декады заплатить службе доставки за оказанные услуги должны будете вы. Вам на почту будет выслан счет, который и нужно будет оплатить.
Это очень неудобно, и мне пока непонятно, почему так. В выходные же проще, пробок нет, служба доставки и ее водители все равно работают (грузы на выдачу развозят), но вот забора нет. И даже в будни не всегда известно время, когда посылки заберут. Обычно вечером, поэтому я стараюсь сдать посылки не позже 16-17 часов. Но пару раз было, что забирали утром. И вот я принесла свои посылки, а мне говорят: «а сегодня уже не приедут забирать», а если это дело в пятницу,то посылки у вас примут, да, но вот отправятся в путь они только в понедельник. Вот это реальный минус, с которым приходится мириться.
Да, ничего в нашем мире бесплатного нет и служба доставки берет кассовый сбор за то, что так любезно приняла оплату от вашего покупателя, выдала ему чек, зачислила деньги потом на ваш р/с. Эту комиссию оплачивает покупатель. Но у него есть выбор: сделать безналичную предоплату и сэкономить или оплатить при получении и переплатить.
Это тоже очень важный минус. Причем, я не могу никак найти зависимости и корреляции. В большинстве случаев посылки по Москве приходят за 1-2 дня (как и заявлено службой доставки), но иногда посылки по Москве идут 3-4 дня. И почему-то так получается, задерживаются как раз те посылки, которые очень очень ждут. Это закон подлости. И это не связано с Новым годом, например (можно было бы списать на новогодний бардак), подобное было и в октябре. Бороться с этим бесполезно, так как штраф за нарушении сроков что-то около 2-3% от суммы доставки за каждый день просрочки — несерьезно. Но надо признать, что такое все-таки бывает редко и в целом все доставляется быстро и в срок.
____________________________________________________
Безусловно, это наверняка не все плюсы и минусы, а только те, которые оказались значимы для меня, но пункты самовывоза — это реально работающий и удобный (на мой взгляд) способ доставки, который тоже можно использовать.
Чего мне очень не хватает в существующем механизме, так это самовывоза из пункта приема. То есть, самовывоз из того пункта, куда я посылки сдала. Чтобы посылка не ездила на сортировку, а покупатель мог прийти и забрать ее в удобное ему время. Это бы стоило дешевле и, возможно, привлекло бы больше клиентов.
Пару раз я обращалась в свою службу доставки с предложением о введении подобной услуги, возможно, когда-нибудь и появится :)
Надеюсь, статья окажется полезной. Всем удачи в творчестве и в бизнесе!)