На прошлой неделе участвовала в Городе Мастеров, который проходил в Ого-городе. Это такой детский праздник, основное время которого посвящено самым различным мастер классам. Тематика у них разная, в этот раз был праздник в космическом стиле. Когда меня попросили участвовать, я сразу слегка напряглась.
А кто там будет? Дети? А сколько лет? А сколько будет времени? Темари делать - это не из пластилина лепить! Одна основа - это уйма времени. А вышивка? Вроде бы все просто, но ведь эта очень мелкая моторика, нужен опыт обращения с иглой... Я боялась, что детям будет просто сложно это все воспринять. С одной стороны, большая часть моих страхов сбылась. Не детское это дело, темари... С другой стороны, исключения есть всегда.
Основы я сделала загодя. Штук 40 средних основ, размером с брелок. Такие и вышивать быстрее, и применить потом можно. Крутить старалась слабее, чем обычно, чтобы шарики получались помягче. Обычно-то я их накручиваю так, что их в руке не сожмешь. Но даже те шарики, что для меня были "мягкими" - деткам были чересчур твердыми. Сил вогнать в них иглу хватало не у всех. Я пожалела, что не сделала на основах разметку сразу. Потому что разметить без помощи даже самые элементарные 8 секторов не могли даже взрослые, которые временами к нам подсаживались. Короче, разметку я всю делала сама.
Сразу скажу, что формат "потока" для МК по темари совершенно не подходит. Только одному объяснил, тут уже кто-то садится и просит объяснить все сначала. В итоге не хватает внимания на всех, объяснения комкаются... Поэтому в следующий раз буду устраивать только сеансами. Одно дело объяснять сразу двум-трем людям, и другое... каждому новому человеку постоянно повторять одно и тоже. Я просто с ног сбилась, бегая от ребенка к ребенку.
Дети были очень разные. Наверное, лет от 8 до 16. При этом возраст на понимание и внимание к работе почти не влиял. Попался мне очень милый мальчик, который вышивать не мог, в силу совсем юного возраста, но сам основу намотал, хоть это очень сложно и, по мне, достаточно скучно. Вначале мальчишек у меня было, больше, чем девочек. Потом и девочки подбежали. И мальчики, и девочки вначале были очень заинтересованы, но после попытки сделать разметку, в основном сникали. Что тут говорить, когда большинство детей слова «сектор» не понимают? И иглу в руках тоже ни разу не держали. Когда же я начинала показывать основную технику хризантемы - сначала кивали, пытались сами, а потом... потом половину их вышивки приходилось распускать, показывать снова и снова... Тут нужна усидчивость, интерес, аккуратность. А у них там лотереи, другие МК, все такое интересное.... кто захочет сидеть полчаса вышивать какой-то шарик? Впрочем, исключения были.
Из примерно 20-25 детей, которые прошли мой МК, было 3 или 4 ребенка и пара взрослых, которые поняли технику и вышили свой шар сами. Остальным детям шарики фактически вышила я... Вот такая статистика. Особенно запомнилась девочка, выбравшая в качестве основы очень плотный шар. Самой вставлять туда иглу она не могла - я отдала ей пассатижи. Даже я с трудом могла воткнуть иглу в этот шар... А она сидела и вышивала, раз за разом преодолевая сопротивление иглы и шара. Вот это терпение! И еще запомнился мальчик, который вышивал, ошибался, распускал, снова вышивал... неторопливо, терпеливо, целенаправленно...
А в конце к нам нагрянул ребенок лет трех, разнесший мой "почти" порядок на столе в пух и прах)) Зато потом помог всё сложить в мой ящик... до сих пор эту мешанину ниток и иголок не могу разобрать)))
Основные выводы:
1. МК по темари - только 16+ )))
2. Формат МК - только сессионный.
3. Для нормального усвоения техники требуется индивидуальный подход...
4. ... и не менее 3-4 часов работы. А не полчаса-час, как было на МК.
5. Дети детям рознь)