Живопись на стекле.
Сейчас я живу и работаю в Чехии, в свое время училась во Львовской Академии искусств на отделении дизайна обуви, большую часть времени занимаюсь кожей, но еще в студенченские годы познакомилась с новым для меня тогда видом искусства - живописью на стекле, и в первые годы жизни в Чехии работала именно в этой области. Поэтому хочу немного рассказать об этой технике и постепенно показать некоторые ее возможности и технологическую *кухню*. Это первая статья будет об истории возникновения и развитии, которую я писала для одного чешского портала, поэтому не удивляйтесь частому упоминанию Чехии в связи с историей живописи на стекле, которую чехи называют кратко и емко podmalba.
Возможно живопись на стекле вам знакома, как примитивные картинки *откуда-то с запада* с религиозными мотивами. Это очень старая техника, в которой художник наносит изображение на нижнюю оборотную от зрителя сторону стекла. И она имеет свою историю возникновения и развития.
От древнего Египта к изменению народного вкуса.
Живопись для украшения стекла использовали уже древние египтяне, которым также приписывают и изобретение технологии производства стекла.
В средние века живопись на стекле распространилась по всей Европе из Византии и Александрии, но тогда применялась техника запекания эмалевых красок при помощи высокой температуры на внешней стороне стеклянной посуды. В эпоху Ренессанса центром производства стекла стала Венеция, где также широко развилась и техника *холодной* живописи на нижней стороне стекла. Начинают появляться и большие картины, нарисованные на стекле, созданные по мотивам произведений известных художников той эпохи. Охрану перед повреждением изображения обеспечивало само стекло.
Эти т.н. венецианские стекла, которые изготавливались исключительно профессиональными художниками и ремесленниками, изображали, в основном, сюжеты из жизни Иисуса Христа. Они были весьма популярны и востребованы по всей Европе, и технику *холодной* живописи на оборотной стороне стекла стали использовать сначала во Франции, Фландрии, Испании, потом в Баварии и Тироле, откуда она попала уже в Чехию и дальше на восток, в частности, на Украину
Первыми творцами народных картинок на стекле в Чехии были скорее всего профессиональные стеклодувы, которые занимались рисованием на стекле после основной своей работы. Возникновение таких картин было связано со стекольными фабриками, где художники покупали недорого бракованное листовое стекло.
В период позднего барокко и рококо к традиционным сюжетам картин на стекле добавились еще и светские, в частности, жанровые галантые сцены и различные аллегории. После периода классического искусства, когда технику живописи на стекле использовали профессиональные ремесленники и художники, чья продукция предназначалась в первую очередь для аристократии, церкви и богатого мещанства, в конце 18 столетия эта техника распространилась и среди обычного народа. Живопись на стекле постепенно стала одним из самых интересных видов народного творчества, и в течение 19 века приобрела весьма широкую популярность. В Чехии картинки на стекле продавались прежде всего в паломнических местах, на ярмарках и базарах, иногда их разносили и бродячие торговцы.
Развитие традиционной народной живописи на стекле заканчивается в конце 19 века, когда меняются народные предпочтения, и живопись на стекле постепенно вытесняется более дешевыми и привлекательными цветными репродукциями, напечатанными на бумаге. Кроме этого свою роль в упадке сыграла также ликвидация стекольных заводов, производивших листовое стекло.
В 20 веке в Чехии традиция живописи на стекле обновляется. Большинство современных художников, работающие в этой технике, опирается на традиции народного искусства. На Украине ( в основном, в ее западной части) есть много художников, которые черпают вдохновение не только из украинского фольклора, но и используют собственные авторские идеи. Так постепенно из первоначального народного наивного искусства возник самостоятельный жанр, который вполне конкурирует с*классическим*. В наше время центром современной живописи на стекле, пожалуй, можно считать на Украине Львов, где я собственно и открыла для себя это направление в искусстве, когда училась в Академии искусств.
Что может предложить?
Основным отличием от живописи на бумаге или холсте является то, что на стекле рисуем с одной стороны и на полученное изображение смотрим с другой.
Также иная очередность нанесения слоев. Сначала рисуем и закрашиваем мелкие детали, постепенно их перекрывая, и фон закрашиваем уже в самую последнюю очередь.
Изображения на стекло наносились густыми темперными красками с помощью кисточек, деревянных палочек и перьев. В течение 19 века использовались также и масляные краски, а в конце столетия и анилиновые.
На стекле можно рисовать темперой, масляными красками и цветной тушью, даже акварелью, подкладывать сусальным золотом, фольгой или наносить золотой порошок. Можно на нем создавать различные эффекты, вышкрябывать иглой, зубочисткой, размывать кисточкой тушь или краски, работать мочалками или пальцами. Это требует терпеливости, усидчивости и точности, а также упорства, чтобы не сдаться при первых неудачах.
Рождество, Валерие Беначкова (Чехия)
Живопись на стекле не обязательно должна быть цветной, она может быть решена чисто графически, а потом закрашена белой масляной краской:
Чаепитие с Кроликом, Анна Булкина ( Украина)
В живописи на стекле можно использовать различные приемы. Например, обрисовать контуры, а потом закрасить, как детскую раскраску. Это самый простой способ:
Рождество, Наталя Курий-Максымив (Украина)
Можно также нанести мочалкой тонкий слой черной или цветной туши, после чего изображение вышкрябывается иглой, зубочисткой или деревянной заостренной палочкой, открывая светлые места, обрабатывать кусочками мочалки, добиваясь различных эффектов, с последующим закрашиванием всей картины масляными красками:
Зонтики, Нателла Псхациева (Natellka),Чехия
Кто-то придумал собственную технологию и рисует на стекле акварельными красками ( что лично мне вообще непонятно! Как?!):
Натюрморт, Татьяна Чачева ( Россия)
Кто-то при создании своих произведений сочетает материалы, которые обычно не комбинируются в известных техниках, да и вообще не используются в живописи: всевозможные сорта тонированных лаков, смол, акрила с различными добавками в виде стеклянной пудры и порошка из слюды, сусального золота и металлических деталей.
Примечателен и способ нанесения красок: различные их виды наносятся послойно, друг за другом, после высыхания или полимеризации предыдущего слоя. Такое количество слоев может достигать пятидесяти и более. И краски наносятся с двух сторон стекла, создавая глубину и фактурность.
Договорятся, meluart (Россия)
На стекло можно наносить золотую пудру или покрывать позолотой:
Трубящий Ангел, Юлия Якушева (Россия)
Кто-то иглой и тонкой кисточкой создает тончайшие филигранные работы:
Флора, Наталья Торопова-Матяш (Россия)
А кто-то рисует экспрессивно в технике a la prima:
Рыжый кот, Нателла Псхациева (Natellka), Чехия
На стекле можно создавать различные эффекты:
Голубая улитка, Елена Крещенко ( Россия)
Любовь и вино, Анна Булкина ( Украина)
Неожиданный выход за рамки
Канадская режиссер и аниматор Caroline Leaf нашла способ замедлять засыхание масляных красок на стекле, с помощью которого она снимала захватывающие мультипликационные фильмы.
Эту технику использовали и другие аниматоры, например, Александр Петров из России, который за два с половиной года в Монреале снял анимационный фильм Старик и море по рассказу Хэмингуэя, получивший Оскара в 2000 году.
Добро пожаловать - это еще один мультфильм в технике живописи на стекле от того же самого режиссера, снятый еще в 1986 году.
На свету просто сверкают
Стеклянные картины могут быть как очень миниатюрные (например, 3 на 3см), так и достаточно большие (до 1-1,5м). Такая картина при аккуратном обращении выдержит действительно очень долго, с физикальной точки зрения они практически неуничтожаемые.
Светоустойчивые, свет им не мешает, наоборот, они его прямо требуют. На свету краски сияют, поверхность стекла блестит, и картина воспринимается, как драгоценность.
О том, как и какие используются техники в живописи на стекле, расскажу в следующий раз:)