Моя малая Родина
Я родился и вырос в селе Трахонеево, к северу от Химок, на правом берегу Клязьмы. Я люблю свою малую Родину, здесь у меня мастерская, здесь я творю и отдыхаю душой.
Но сердцем притяжения жителей округи был и есть храм Успения Пресвятой Богородицы, с которым была связана вся их жизнь, где сельчане крестились, молились, венчались и где их отпевали. Я решил сделать серию картин с храмом Успения Пресвятой Богородицы и немного познакомить вас с его историей.
Возвышаясь на вершине холма, церковь Успения видна отовсюду, притягивая к себе взгляды. Ее колокольный звон слышен в соседних селениях.
Сравнительно небольшое сельское кладбище за церковью, заросшее высокими деревьями, воспринимается как составляющая храма. Здесь похоронены зажиточные жители села Богомоловы и Любочкины, на средства которых была построена каменная церковь в конце XIX века. С храмом, что находится в подмосковном селе Трахонеево, тесно связана судьба русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева (1873–1950). Его мать, Евлампия Гавриловна (1847–1934), приобрела в этом селе на Клязьме имение с огромным фруктовым садом, аллеями, беседкой, прекрасными надворными постройками и домом. Лето там проводила вся семья. 14 июля 1895 года в Успенской церкви было совершено бракосочетание студента юридического факультета Ивана Шмелева с Ольгой Александровной Охтерлони. В этом же году под впечатлением пребывания в Успенском Иван Шмелев написал свой первый рассказ «У мельницы». Мельница эта находилась в излучине реки Клязьмы, чуть выше по течению от Трахонеево. Удивительно, но именно в 1895 году, в год первой публикации Шмелева, эту мельницу запечатлел на картине другой трахонеевский дачник — потомственный художник Павел Павлович Кузнецов.
После венчания молодые совершили поездку на Валаам. Перед путешествием было решено взять благословение у старца Варнавы из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры, того самого, у которого еще в детстве побывал Шмелев. Тогда он получил в подарок кипарисовый крестик — прообраз жизненных страданий и радости пребывания в Боге. На этот раз, положив руку на голову молодого мужа, старец произнес: «Превознесешься своим талантом...»
Даже после революционного 1917 года в церкви Успения Пресвятой Богородицы еще долго совершались службы. Ее закрыли предположительно в 1937 году. Во время войны храм пришел в запустение, обветшал. Иконы исчезли, церковную утварь растащили, роспись уничтожили. На кровле выросли березки. Небольшой деревянный храм, примыкавший к церкви с востока, находился в аварийном состоянии. Было опасно не только входить, но даже подходить к нему. Однако церкви Успения Пресвятой Богородицы удалось избежать участи быть полностью разрушенной.
А церковноприходская школа, построенная Константином Викторовичем Осиповым, исправно продолжала свою просветительскую деятельность до 1950-х годов: в ней располагалась Клязьминская начальная школа.
В 1970-е годы старую часть церкви разобрали, а в каменном храме разместили производственные мастерские «Росреставрации». В это время большим искажениям подвергся интерьер здания. В помещении храма установили станки для литейного производства. Старожилы говорят, что в мастерских отливали много скульптур, особенно Ленина и Сталина.
К началу 1990-х годов церковь Успения представляла собой жалкое зрелище, как снаружи, так и внутри, ее стены и пол были черны от копоти и грязи. В августе 1996 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, было принято решение о передаче Успенского храма Русской Православной Церкви. Восстановление храма осуществлялось объединением «Росреставрация» под руководством архитектора Е.А. Резвина.
28 августа 1997 года, спустя ровно год после возвращения церкви Московской епархии, прошло первое богослужение. В храм были возвращены старинные иконы, вновь мелодично зазвучали колокола, созывая прихожан со всей округи. Реставрационные работы по обустройству территории продолжаются и сейчас.