Леди Люси Гордон-Дафф, известная модельер и выжившая на «Титанике».
Ниже не только история её жизни, но и фотографии созданных ею нарядов, иллюстрации в журналах, фото красавиц начала 20-го века, которые носили наряды от Люси.
После смерти отца, Элинор Глин (про которую я на днях писала в своем блоге), её сестра Люси и их мать вернулись в Канаду. Там мать повторно вышла замуж и все переехали на остров Дже́рси (самый крупный среди Нормандских островов).
Любовь к моде у Люси проявлялась ещё в детстве, когда она придумывала наряды для своей коллекции кукол. Она черпала вдохновение из семейных портретов, где дамы были изображены в красивых платьях. А позже стала шить одежду уже не куклам, а себе и сестре.
Однажды, возвращаясь из Англии в Джерси, после визита к родственникам в 1875 году, Люси и Элинор пережили кораблекрушение, в бурю их корабль сел на мель. Это был первый звоночек.
В 1884 году Люси вышла замуж за Джеймса Стюарта Уоллеса, от которого у неё родилась дочь Эсме (1885-1973).
Уоллес был конченным алкоголиком, постоянно изменял Люси и она стала искать утешение в любовных связях на стороне. Например, она состояла в длительных отношениях с известным хирургом того времени — сэром Мореллом МакКензи (одним из пионеров ларингологии в Великобритании).
Примерно в 1890 году Уоллес и Люси стали жить отдельно, а в 1893 году Люси начала бракоразводный процесс.
В 1900 году она вышла замуж за шотландского землевладельца и спортсмена сэра Космо Дафф Гордона.
Космо Дафф-Гордон — справа
После первого развода, чтобы помочь финансово себе и дочери, Люси начинает работать дома в качестве портнихи.
А в 1893 году открыла модный дом «Люсиль», в самом сердце фешенебельного района Вест-Энд в Лондоне, год перед этим работая в квартире матери. Как у них всё запросто получается, бедная-несчастная и тут такая — оп! — и дом моды в центре Лондона))
В 1897 году бо́льший магазин был открыт на Ганновер-сквер. А в 1903 году весь бизнес объединили в «Люсиль Ltd» и в следующем году магазин переехал на Ганновер-сквер, где и работал следующие 20 лет.
«Люсиль Ltd"»обслуживало богатых клиентов, в том числе аристократию, членов королевской семьи и театральных звезд. Бизнес стал расширяться, открылись салоны в Нью-Йорке, Париже и Чикаго в 1910, 1911 и 1915 годах и «Люсиль» стал ведущим домом моды от кутюр в трех странах.
Дом «Люсиль» был особо известен благодаря пошиву нижнего белья, свободных домашних платьев и вечерних нарядов. Платье на фото ниже — это чаще всего встречающаяся модель у платьев от «Люсиль». Первоначально оно было создано Люси в Париже, весной 1913 года, для коллекции «Люсиль Ltd», а позже было переделано специально для светской львицы Хезер Фёрбанк, которую сегодня знают благодаря её великолепному гардеробу, хранящемуся в музее «Виктории и Альберта», в Лондоне.
на фото Хезер Фёрбанк
Люси также была широко известна тем, что первая стала обучать моделей (называя их манекенщицами) профессионально двигаться по подиуму, то что сегодня называются «catwalk» (кошачья походка). Более того, её фэшн показы были обставлены как театральное действо, куда можно было попасть только по приглашению. Во время показа для приглашенных устраивали чаепитие, устанавливалось специальное освещение, модели выходили из-за занавеса под музыкальное сопровождение оркестра, гостям выдавались программки, а также преподносились сувениры.
Ещё одно новшество, которое ввела Люси на своих показах — это, как она их называла, «эмоциональные платья». У каждого платья было своё название-описание, полученное от Люси под впечатлением от литературы, истории, современной культуры и интереса к психологии и личности её клиентов.
Дизайнер была особенно известна созданием роскошной, слоистой и драпированной одежды из мягких тканей смешанных пастельных тонов, часто украшая их шелковыми цветами ручной работы, которые стали её визитной карточкой. Но Люси создавала и простые, элегантно сшитые наряды, а также одежду на каждый день.
Люси, леди Дафф-Гордон. Она шила театральные костюмы для многих постановок, включая лондонскую премьеру оперетты Франца Легара «Веселая вдова» (1907), серию театральных постановок на Бродвее в Нью-Йорке «Безумства Зигфелда» (1915–21) и для немого кино Дэвида Уорк Гриффита «Путь на Восток» (1920).
Наряды от Люси также часто мелькали в британских кинохрониках «Патэ́» и «Гомун» в 1910-х и 20-х годах. Люси и сама появлялась, в своём собственном еженедельном обзоре, в британской кинохронике «В городе» (1919–21). В данном случае кинохроника была 5-минутным фильмом, в котором показывались 4 или 5 историй, рассказывающих о новостях текущей недели. Фильмы были немые, с субтитрами.
Ранние эскизы «Люсиль Ltd», хранящиеся в музее «Виктории и Альберта», служат доказательством того, что в 1904 году салон нанял по крайней мере одного художника, чтобы тот рисовал эскизы дизайнерских нарядов. Но поскольку потребности со временем росли, особенно в США во время Первой Мировой Войны, Люси нанимает себе помощников: Роберт Кáлэк (начинал как дизайнер одежды высокой моды для членов королевской семьи, общественной элиты и звёзд), Говард Грир (как раз у Люси и начинал художником по эскизам, потом стал художником по костюмам в Голливуде), Трэвис Бэнтон (был главным художником по костюмам в Paramount Pictures, считается одним из самых значимых в Голливуде художником по костюмам 30-х годов) и прочие.
В своих мемуарах леди Дафф-Гордон выражает глубокую благодарность её помощникам за их вклад в успех Нью-Йоркского филиала «Люсиль Ltd». Многие из рисунков помощников Люси публиковались в прессе с подписью «Люсиль», хотя время от времени под рисунками появлялись фамилии их реальных авторов, например Эдварда Молино (британский модельер, основатель модного дома собственного имени; в 1911 году выиграл конкурс на лучший эскиз вечернего платья, организованный лондонским Домом высокой моды «Люсиль», и получил работу в лондонском салоне этого Дома).
на фото Эдвард Молино и созданные им платья
Это было обычной практикой для дизайнерских домов, пользоваться услугами профессиональных художников, которые рисовали модели одежды не только придуманные главным дизайнером, но и самим художником, а потом по ним шились сезонные коллекции или наряды для индивидуальных клиентов.
Готовые рисунки просматривала Люси, часто критикуя их и внося изменения, давая указания, ставя на них даты и, иногда, свою подпись или инициалы, таким образом утверждая эскиз.
Ещё один беспрецедентный поступок совершила ведущая кутюрье, леди Дафф-Гордон, она рекламировала свои коллекции в прессе. Вела ежемесячную колонку в «Harper's Bazaar» и «Домашний очаг» (1912–22). Посмотрите какая прелесть, я нашла обложки этих двух журналов за 1912 год) Просто выбрала те обложки, которые понравились. Эх, а я бы не прочь, чтобы сегодня такую красоту выпускали
Наряды от «Люсиль» появлялись также на страницах «Vogue», «Femina», «Les Modes», «L'art et la Mode» и других ведущих модных журналах (1910-1922). Тут я тоже не могу не отвлечься, потому что нашла красотищу, иллюстрации к журналу «L'art et la Mode» начиная с 1981 и дальше :)
Например 1910-1912 годы
Или журнал «Les Modes»
Также «Люсиль» сотрудничали с «Vanity Fair», «Dress», «The Illustrated London News», «The London Magazine», «Pearson's Magazine» и «Munsey's».
Обложки «Vanity Fair» за 1913 год, справа на фото — балерина Анна Павлова
Но, давайте на время отвлечёмся от темы моды, потому что дальше речь пойдёт о «Титанике», том самом, затонувшем.
В 1912 году леди Дафф-Гордон отправилась в Америку по делам, связанным с Нью-Йоркским филиалом «Люсиль Ltd». Она и ее муж, сэр Космо Дафф-Гордон, заказали себе билеты первого класса на океанский лайнер «Титаник» под вымышленной фамилией «Мистер и миссис Морган». Скорее всего это связано с тем, что они не хотели шумихи по прибытии в Нью-Йорк. Секретарь Люсиль, Лора Мейбл Франкетэлли по прозвищу «Франкс», сопровождала пару.
14 апреля, в 11:40 вечера «Титаник» столкнулся с айсбергом и начал тонуть. Во время эвакуации Дафф-Гордоны и Франкетэлли были посажены в спасательную лодку. Несмотря на то, что лодка была спроектирована чтобы выдержать 40 человек, её опустили на воду с всего 12 людьми (7 из них — члены экипажа корабля, мужчины).
Спустя время после того как судно затонуло, а лодка плавала где-то в открытом море, говорят Люси сказала своему секретарю эпическую фразу: — Ваше прекрасное вечернее платье пропало.
Кочегар, раздраженный её комментарием, ответил что в то время как дамы смогут обзавестись новым имуществом, он и члены его команды при крушении корабля потеряли всё. Тогда Космо Дафф-Гордон предложил каждому из мужчин по 5 фунтов стерлингов, которые помогут им продержаться, пока те не получат новое назначение. Когда пассажирский пароход «Карпатия», который спас выживших на «Титанике», принял на борт пассажиров из лодки, Дафф-Гордон подарил мужчинам из лодки чеки на условленную сумму. Этот его поступок позже породил слухи, что Дафф-Гордон подкупил лодочную команду, чтобы те не возвращались спасать утопающих, в страхе что тогда они все утонут.
на фото женщина слева — Люси, за её спиной Космо, а рядом её секретарь, Франкетэлли
после спасения их пароходом «Карпатия»
Эти слухи подогревались бульварной прессой в США, а позже и в Соединенном Королевстве. 17 мая Гордон-Дафф свидетельствовал в Лондоне, на слушании Британской Торговой Палаты, расследовавшей причины катастрофы. Долго ещё его и Люси вызывали на допросы, пресса атаковала пару ежедневно, но в итоге — окончательный отчет по расследованию установил, что Дафф-Гордоны не мешали команде спасать утопающих и никого не подкупали.
Эпизод с «Титаником» является одним из самых заметных в жизни Люси отчасти благодаря кино. В фильмах, однако, её изображали не особо стараясь быть точными в деталях: в фильме «Незабываемая ночь» (или «Гибель Титаника») (1958 года); и в фильме Джеймса Камерона «Титаник» (1997) актриса Розалинд Эрс играла леди Дафф Гордон.
Снова на волосок от смерти леди Дафф-Гордон оказалась три года спустя после гибели «Титаника». Она заказала билет на борт британского трансатлантического пассажирского лайнера «Лузитания», но отменила поездку из-за болезни. «Лузитания» была потоплена немецкой торпедой 7 мая 1915 года.
Империя Люси стала распадаться в 1918-19 годах. Кульминацией было признание Гордон-Дафф, что многие платья дома «Люсиль» были разработаны не ею. В своей автобиографии она признается, что так было по крайней мере с 1911 года.
Люси продолжала работать модным обозревателем и критиком после того как её дизайнерская карьера закончилась. Написала автобиографическую книгу «Свобода и неосторожность» (1932), которая стала бестселлером.
Она умерла от рака груди, осложненного пневмонией, в доме престарелых в Патни, Лондон в 1935 году, в возрасте 71 года. За четыре года до смерти Люси, 20 апреля умер её муж. Люси умерла тоже 20 апреля.