ГЛИПТИКА - древнее искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях...
Моё нынешнее увлечение, которое захватило меня со страшной силой)). Хочу поделиться свами красотой и информацией...
Резные камни — геммы — с глубокой древности получили широкое распространение. в Египте, странах Передней Азии и в областях эгейской культуры. Древнейшие образцы играли роль печатей (знаков собственности), амулетов и украшений. Они вырезались сначала на мягких породах камня (гематит, стеатит, серпентин), позже стали использоваться и твердые породы (сердолик, халцедон, лазурит и др.). К 4-му тыс. до нашей эры относятся наиболее древние произведения Элама, Шумеро-Аккада и Египта, представляющие собой главным образом цилиндры с врезанными вглубь изображениями (обычно это сложные многофигурные композиции). Более поздние египетские геммы, как правило, имеют форму жуков-скарабеев, на плоском основании которых вырезалась сюжетная композиция или надписи. В Древнем Востоке геммы - это урартские печати (9 — 7 веков до нашей эры) из мягкого камня и других материалов, имеющие обычно колоколовидную форму. Высокого художественного совершенства глиптика достигла в античном мире. Античным геммам-печатям часто придавалась форма жуков-скарабеев (мотив заимствован из Египта). Обычно на геммах изображали бытовые сцены и сцены из мифов, животные, птицы и др. Начиная с 6 века до н.э. в литературе сохранились имена древнегреческих резчиков, в частности Мнесарха - отца философа Пифагора, и Феодора Самосского, который по преданию исполнил знаменитое кольцо тирана Поликрата. Благодаря походам и завоеваниям Александра Македонского камни, добывавшиеся на Востоке, стали в изобилии ввозиться в эллинистические государства. В моду начали входить аметисты, топазы, гранаты, сапфиры, аквамарины, изумруды, гиацинты и многослойные сардониксы. В это время ценится не только работа резчика, но и красота камней. Создается новый вид резных камней — камеи, т.е. геммы с рельефным, выпуклым изображением. С исключительным искусством вырезана из трехслойного сардоникса (фон и верхний слой темнокоричневые, средний — молочно-белый) камея с парным портретом Птолемея Филадельфа и его супруги Арсинои (т.н. камея Гонзага,которая хранится в Государственном Эрмитаже). Александр Македонский имел своего придворного резчика Пирготеля, получившего право вырезать портреты царя. Придворный характер глиптики сохранился и в Древнем Риме. Значительное место в античной глиптике занимают геммы Северного Причерноморья (Боспор, Херсонес). Замечательные образцы античной глиптики были созданы в Закавказье. Тонкостью узора надписей отличаются геммы Ближнего Востока. К глубокой древности восходит китайская глиптика. В Китае получили распространение печати с каллиграфически выполнным резным текстом.
В средние века глиптика развивалась главным образом на Востоке. Глиптике Византии, сохраняющей в значительной мере античные традиции, свойственны также тяготение к плоскостности, графическое изящество, нарастающая схематизация форм. На мусульманском Востоке широкое распространение получили геммы-инталии с надписями. Каллиграфически тонкие резные тексты украшают печати средневекового Китая. В Западной Европе искусство глиптики вновь возрождается в эпоху Ренессанса. Ведущая роль здесь принадлежит итальянским мастерам. Наряду с копированием произведений античной глиптики они создавали профильные и трёхчетвертные портреты современников (мастера В. Белли, Дж. Бернарди, Якопо да Треццо и др.). Камнерезная история Германии начиналась в двух городах, точнее небольших деревнях, какими были в XIV веке Идар и Оберштайн, расположившиеся на разных берегах реки Найе. Сегодня город Идар-Оберштайн с населением около 40 тысяч человек заслуженно называют камнерезным центром Европы.Два фактора определили будущее деревень Идар и Оберштайн в средние века: залежи агата, который добывали неподалёку, и река Найе. Первое упоминание об использовании агатов в здешних краях документально зафиксировано в конце XIV века. Местные жители научились резать и полировать камень, используя силу водяных мельниц.
В XVI в. появилось стремление к декоративной пышности, формы гемм усложнились (мастера Алессандро и Антонио Маснаго).
В средневековой Европе глиптика пришла в полный упадок. Новый подъем ее начался в эпоху Возрождения в Италии и вскоре распространился во всей Европе.
Период расцвета глиптики продолжался с середины XYIII до середины XIX века. В это время появилось множество любителей резного камня.
Собиранием гемм в это время занимались коронованные особы, аристократы, ученые, художники. Кто не мог купить себе геммы, коллекционировал хотя бы слепки с них.
Появление на рынке выдающихся гемм было важным событием. Например, о покупке Екатириной II у вдовы немецкого художника Антона Рафаэля Менгса замечательной античной камеи говорили в Риме несколько лет. Гете, живя в Риме, также увлекся коллекционированием гемм. Уезжая в Германию, он приобрел коллекцию слепков с лучших античных гемм и говорил, что это самое ценное из всего того, что можно увезти из Рима.
Новый подъём глиптики связан с эпохой классицизма, когда вновь начало господствовать антикизирующее направление (мастера-резчики в Италии - семейство Пихлеров, в Германии - Л. Наттер, во Франции - Жак Юэ и др.). Выдающимися мастерами этого времени были русские резчики А. А. Есаков, И. А. Шилов, П. Е. Доброхотов.
Огромный спрос на геммы привел к тому, что искусные резчики пользовались необычайной популярностью и спросом, независимо чувствовали себя даже среди коронованных особ. Характерно поведение итальянского резчика начала XIX в. Бенедетто Петруччи во дворце великой герцогини Тосканской, сестры Наполеона I, которая заказала ему камею с изображением членов своей семьи.
Петруччи вызвали во Флоренцию ко двору герцогини. Я, – писал он – застал герцогиню и ее маленькую дочку сидящими за столом за завтраком. Весь двор присутствовал при этом стоя. Как только герцогиня меня увидела, она наклонила голову в мою сторону, и один из камергеров сказал мне, что я могу начинать. Я не привык еще ко двору и потому взял стул, стоявший рядом с герцогиней, на котором лежал ее пудель. Не обращая на него никакого внимания, я перевернул стул и свалил собаку на пол. Несчастное животное, не привыкшее к такому обращению, начала лаять, после чего герцогиня метнула на меня взор, полный гнева, и по всему залу пробежал шепот. Но сделал вид, что ничего не понимаю, сел и принялся за портрет. Придворные – французы и итальянцы – обступили меня так тесно, что у меня почти не было возможности работать. В скором времени я придал воску некоторую форму, и маркиз Х, президент Академии и камергер, приблизясь к герцогине, сказал ей, что он в первый раз видит такое сходство. Она забыла обиду, нанесенную мной ее собаке, и милостиво пожелала видеть мою модель. Она засмеялась и спросила дам, действительно ли они находят сходство, и после утвердительного ответа сказала мне: "Приходите завтра – я дам вам еще один сеанс.Я прикажу, чтобы вам дали помещение в моем дворце и чтобы у вас не было ни в чем недостатка."
Петруччо сделал восковые модели, а затем вырезал портреты герцогини, ее дочери и мужа на камнях. После завершения он получил множество заказов на портреты от придворных, но герцогиня, желая, чтобы Петруччи работал для нее, позволила вырезать только камею с изображением дочери испанского посла.
Приведенный эпизод описан М.И. Максимовой в книге Резные XYIII и XX вв.
В XIX в. глиптика как вид искусства пришла в упадок.
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон в своём знаменитом Энциклопедическом словаре так описывали этот период: "Вследствие почти совершенного отсутствия требований на вполне артистические произведения этого рода, резьба на твердых каменьях мало-помалу утрачивала свое достоинство и под конец обратилась в полуфабричное производство; тем не менее, в начале этого столетия можно указать на нескольких превосходных мастеров по ее части, из числа которых наиболее выдаются Дж. Джирометти (1780 - 1851), работавший в Риме, Червара (там же), Берини (в Милане). Дж. Каландрелли (в Берлине) и профессор тамошней академии художеств К. Фишер (1802 - 1862). В настоящее время, во многих пунктах Европы и Америки имеются более или менее замечательные собрания как античных, так и новейших гемм,составляющие достояние правительств, или принадлежащие частным лицам.Самые богатые из государственных коллекций находятся в Риме, Неаполя,Вене и Париже, Лондоне, Петербурге (Эрмитаж) и Берлине."