Село Петропавловка в 1990-е стало российским местом духовной силы: после развала Союза в сибирскую глушь по разным причинам съезжались со всех уголков бывшего государства.
Сибирский феномен
Петропавловка входит в галерею деревень в Курагинском районе Красноярского края – три поселения в пяти километрах друг от друга.
Хутор в дебрях тайги могла постигнуть та же участь забвения, что и всю российскую глубинку. От полного вымирания местные деревни спасло «великое переселение» после распада СССР. Тогда, как в первую эмигрантскую послереволюционную волну, сюда из союзных республик и российской столицы в попытке бегства от потрясений стекся своеобразный культурный слой.
Приезжие вдохнули в провинцию вторую жизнь: отреставрировали старые дома и отстроили новые, облагородили инфраструктуру и зажили общинной жизнью. По словам Мариса Янсонса, сейчас в Петропавловке приезжих гораздо больше, чем местных. Сам он перебрался сюда из Латвии семь лет назад.
В российской деревне он увидел оптимальное место для продолжения духовных поисков и развития своего хобби – изготовления музыкальных инструментов.
«Я делаю инструменты уже 30 лет. В одно время я сам увлекся народной музыкой, а позже увидел, что вокруг есть люди, которые хотели бы играть на тех же дудках, гуслях и волынках, но не имеют такой возможности – их попросту нет. Конец восьмидесятых, возрождение национального самосознания, — а мастеров не осталось. Я начал искать учителей, информацию, ходить по музеям в поиске образцов. Когда я приехал сюда, обнаружилось, что здесь это тоже востребовано, и есть люди, которые хотят возрождать народную музыку в Сибири. Сейчас у меня появилось несколько друзей, с которыми мы организовали то, что можно назвать общим словом «артель».
Один из единомышленников Мариса и сооснователей «АртЕли» — Иван Романов. Менеджер с экономическим образованием и казаческими корнями также решил кардинально поменять свою жизнь: стал заниматься музыкой, научился играть на балалайке и дудке и самостоятельно их изготавливать. Встреча с Иваном привела к рождению мастерской, заработавшей в Петропавловке всего год назад. Прежде Марис делал инструменты исключительно под заказ. Сейчас «АртЕль» — это, по сути, серийное производство музыкальных погремушек, различных видов народных флейт и волынок. Инструменты из таежной деревни уже можно купить в магазинах Петербурга, Новосибирска, Красноярска, Абакана.
Деревянный дефицит
Удивительно, но факт: несмотря на обилие таежных лесов, местных материалов мастерам не хватает – дерево привозят под заказ.
«В тайге нет твердых пород дерева, которые необходимы в процессе изготовления музыкальных инструментов. Да, мы делаем флейты из березы, пропитываем их, чтобы сделать тверже, но для некоторых моделей нужно привозить клен, вишню, грушу. Кедр и ель для гуслей в тайге растут в изобилии. Волынки же вытачиваются из экзотических пород – черного дерева, палисандра, венге. Заказ древесины неизбежен: у инструментов много составляющих и нельзя при их производстве обойтись только тем, что растет в тайге».
Многие части техпроцесса автоматизированы. Свистки на дудках обрабатываются на цифровом фрезере Kress CNC G-500. Токарных станков, на которых затем обтачиваются полые палочки, несколько.
Хэнд-мэйд за два дня
Сама мастерская «Таежной АртЕли» представляет собой большое светлое помещение. Производство занимает второй этаж общинного здания при школе. В мастерской регулярно проводятся занятия для ребят из 4-7 классов, на которых их учат делать инструменты своими руками.
Впрочем, стать участником мастер-класса и окунуться в жизнь сибирской провинции может любой – достаточно приехать и обратиться к мастерам. На воркшопах по изготовлению дудок участникам выдают уже готовые полуфабрикаты – просверленные палочки. Далее их вставляют в токарный станок и вытачивают нужную наружную форму. Затем в заготовке делают свисток, делают и подгоняют блок. После получения звука в корпусе дудки просверливают аппликатурные отверстия.
После сборки флейты ее под давлением обрабатывают натуральной олифой из льняного масла. Такая защита делает ее прочной и приятной на ощупь, а также положительно влияет на звук. Завершающий этап – настройка высоты звучания нот под руководством мастера. Изготовление инструмента занимает у участников около двух дней. Подход к изготовлению дудок самими мастерами выглядит более конвейерно: они сразу делают порядка ста заготовок.
Честный обмен
Еще одно направление работы мастерской — ремонт и реставрация. В частности, за помощью к мастерам обращаются участники распространенных в Сибири фолк-коллективов – музыканты несут на спасение неудачные покупки. Также «АртЕль» сотрудничает с музыкальными школами. Например, недавно здесь привели в надлежащее состояние старые помятые гитары. В планах мануфактуры – делать для учащихся домбры, а также произвести замену ветхих инструментов.
«Благодаря музыкальным школам, к народному инструменту есть интерес. Самим же учреждениям хорошего инструмента не хватает. Мы, к примеру, предлагаем заменить пластмассовые блок-флейты на деревянные дудки с аналогичной аппликатурой. На них легче играть, но при этом они обладают другим звуком и более народным тембром. Игра на подобных инструментах сейчас очень актуальна среди детей, особенно в школах с Вальдорфской системой».
В числе задумок ремесленников также значится проведение фольклорного фестиваля. Мастера хотят дать возможность объединиться местным группам и приобщить к гуслям и дудкам приезжих. Граница между первыми и вторыми здесь, похоже, легко стирается.