- Добрый день,
- Добрый день! Искусство инкрустации по дереву появилась в нашей жизни как бы случайно, но как оказалось, кардинально изменило её! Познакомились с известным тульским художником-инкрустатором Константином Пушкарёвым, который сейчас уже получил и мировую известность. Этот мастер научил нас самому главному в этом деле: вниманию к самым, казалось бы, незначительным деталям, аккуратности и тщательности. А теперь благодаря этому ремеслу мы и вовсе переехали из Москвы в мааленькую деревню Тверской области! Теперь творим здесь и вдохновляемся красотой природы и свежим воздухом.
- То есть к данному виду творчества вы пришли не по раздельности, а уже будучи семьей? А кем вы были до того, как вас привлекла инкрустация?
Борислав: Да, мы были уже семьёй. Как ни странно, но до совместного творчества мы тоже работали вместе - инженерами. Причем закончили ВУЗы по одной и той же специальности, когда ещё не были друг с другом знакомы.
- Желание развиваться в этом направлении возникло одновременно или кто-то из вас просто шел на поводу, а потом уже втянулся?
Катя: Когда муж начал работать в мастерской К. Пушкарёва, я ещё нянчилась с нашим сыном. Потом мы стали работать там уже по очереди, т.к. некому было оставаться с малышом. Но вскоре с подачи мастера основали свою мастерскую, теперь снова работаем вместе.
- Наверняка, многим читателям ничего не известно об этом редком виде художественного промысла. Расскажите немного об инкрустации!
Катя: Да, на выставках и в соцсетях нам часто об этом говорят. Но некоторые путают, например, с росписью или даже полимерной глиной!
Борислав: Это ремесло включает в себя несколько техник: всечка (вставка проволоки), интарсия (вставка элементов из пород дерева разных цветов) и прочие. Например, всечка появилась в нашей стране ещё в начале XVIII века на тульском оружейном заводе. Там инкрустировали именное оружие для знатных людей.
Катя: Сейчас многие виды искусства забываются, но очень хочется, чтобы они развивались и слово "инкрустация" больше не ассоциировалось у всех со словом "стразы"!
- Что вас так привлекло в ней? Почему ваш выбор не пал на любой другой вид рукоделия/творчества?
Борислав: Вот именно редкость и привлекла! Если бы это ремесло было более распространённым, мы бы вряд ли этим занимались.
Катя: А ещё мы оба очень любим разнообразие в работе - вот это как раз наш случай! В этом творчестве очень много этапов: от рисунка до работы на станке, ручными инструментами, фотосъёмки и прочее-прочее...
- Инкрустация в вашем исполнении: хендмейд или искусство?
Катя: Конечно, искусством нам свою работу трудно называть, мы скромные... Но и в хендмейд мы нигде не вписываемся: ни на ярмарках, ни в каких-то онлайн-событиях... Больше нравятся определения "русское ремесло" и "ручная работа".
- Пробовали ли вы свои силы с других видах рукоделия?
Катя: Я сколько себя помню, всё время что-то мастерю. Чего только не перепробовала: обплетала яйца бисером и делала из него украшения, вязала кофточки и салфетки крючком, вышивала полукрестиком...
Борислав: Да, даже мне вышитую картину дарила, размером где-то 60 на 40 см! Я всегда любил рисовать, в разных техниках: карандашом, ручкой, маслом...
Катя: Мечтает написать вместе со мной картину маслом, да всё некогда...
- А почему вы выбрали именно такое название для своей мастерской – «Реммани»?
Борислав: К выбору названия мастерской мы подошли серьёзно, нашими творческо-инженерными умами (в этом случае даже скорее инженерными). Думали долго, и получилось вот что: РЕмесленная Мастерская МАНушиных по Изготовлению Инкрустированных Изделий.
Вот так оказывается всё просто!
- Как я понимаю, вы работаете/творите вдвоем. Существует ли какое-то разделение труда? К примеру: Екатерина занимается административной работой и творчеством, а Борислав – творчеством и отвечает за выбор сырья.
Борислав: Почти все работы мы делаем вдвоём и во всех делах взаимозаменяем друг друга. Конечно, какими-то чисто мужскими делами - а их в мастерской хватает - занимаюсь я.
Катя: А бывает, в нашей мастерской можно увидеть такую картину: мужская половина рисует эскизы, а хрупкая женская - работает на сверлильном станке: и не на маленьком и компактном, а на советском, весом 120 кг!
Ну и интернет-общение в основном моя задача. В остальном меняемся местами...
- Привлекаете к этому своих детей? Да и как в общем к вашему творчеству относятся ваши родные/друзья/знакомые?
Борислав: Детям стараемся привить любовь к труду и заинтересовать творчеством. Старший (ему почти 8) уже хочет делать всечку: собирает по мастерской нужные материалы и с умным видом садится "работать". Как ни странно, у него получается!
Катя: Родные и друзья удивляются работам, потому что они тоже ничего подобного не видели. Но некоторые не понимают, как это мы уехали из Москвы, от "благ цивилизации".
- А как вы все-таки решились на это? Не было ли никаких страхов, что не приживетесь или еще что?
Борислав: Честно говоря, страхи бывают и сейчас. Всё-таки работа на себя пока не очень стабильная, но изо всех сил стараемся её наладить. А решились переехать во многом благодаря первому сыну: он был ещё маленький и решили, что лучше ему расти на свежем воздухе, чем рядом с Кольцевой...
- Похвастайтесь, как выглядит ваше рабочее пространство, где вы творите. В какой атмосфере «кипит» ваша работа?
Катя: Раньше мы сидели за двумя столами, казалось бы, на расстоянии всего 5 шагов, но и это для нас уже - расстояние... Шутка! Просто приходилось постоянно отвлекаться, передавать друг другу инструменты, перевешивать бормашинки, перетаскивать какие-то нужные коробочки... Потом нас осенило: сделали один длинный стол для двоих: главные инструменты посередине, удобство меняться всякими рабочими штучками, да и вообще, родственная душа на расстоянии вытянутой руки! Вот так оказалось удобно, что один из наш - правша, а другая - левша!
- Рукодельничаете в одно время или каждый занимается этим тогда, когда ему удобно?
Борислав: Любим работать вместе. Когда жена уезажет с детьми к бабушке, работа не идёт так хорошо. Зову её обратно!
- Инкрустация – тонкая работа. Существуют ли какие-то «подводные камни»?
Борислав: Да, конечно! Они есть почти на каждом этапе работы. Например, в процессе всечки (вставки проволоки) "канавку" нужно делать тщательно и аккуратно, так как от неё зависит ровность линии металла. Если поспешить, проволока может не лечь в канавку и помнётся - придётся переделывать...
- Насколько увлекателен этот процесс? Какое время в течение суток вы уделяете творчеству?
Катя: Чаще всего встаём пораньше, пока все спят - самое плодотворное время... Стараемся сделать себе стандартный рабочий день, но очень редко укладываемся в 8 часов. Ведь подобная работа всегда очень затягивает! Например, у нас часто просят публиковать побольше фото процессов работы. А мы не всегда о них вспоминаем... Увлечёмся, и вспоминаем, когда работа уже готова!
- Какими инструментами вы пользуетесь в процессе работы?
Борислав: Ремесло у нас очень специфическое, поэтому даже инструменты приходится делать самим. Например, резцы для пробивания канавок. Также у нас есть бормашинки со множеством разных сменных инструментов: борфрезы, свёрла, насадки для шлифования и т.д.
- А какие материалы используете? Нет ли проблем с их приобретением?
Катя: Основа всех наших работ - экзотическая и ценная древесина. Последнюю заготавливаем и сушим сами. Натуральный перламутр и другие камни сейчас можно приобрести на выставках или через интернет. Также и разные виды металлов. Например, мельхиоровой проволоки нам вообще пришлось купить 15 кг, меньше просто не было. Теперь её ооочень надолго хватит!
Борислав: С остальными материалами проблема только в том, что живём достаточно далеко от города... Приходится заказывать или кого-то просить приобрести.
- Существуют ли какие-то классические этапы работы? Какие из них вы выполняете с удовольствием, а какие даются сложнее?
Катя: Да, этапов достаточно много, и приятнее всего - творческие.
Борислав: Посложнее с созданием заготовок: делаем их "не на автомате", многое вручную, поэтому процесс получается не таким быстрым, как хотелось бы.
- Насколько долговечны ваши изделия и требуют ли они какого-то определенного ухода?
Катя: Мы очень стараемся делать работу качественно, и у нас уже есть изделия, проверенные временем. Хочется, чтобы они передавались по наследству.
Борислав: Все работы мы покрываем специальным маслом: оно сохраняет теплоту дерева, но в то же время защищает его от внешних воздействий. Кстати, чем больше пользоваться нашими работами, тем лучше для них!
- Какая работа, из всех выполненных, для вас наиболее значима? Есть ли работы «с историей»?
Катя: Всегда в памяти остаются первые работы! Перый кулон-боло с инкрустацией муж подарил мне на день рождения, он мне очень дорог!
Борислав: А первый нож, сделанный ещё в мастерской К. Пушкарёва, - подарок моему отцу. Так что эти работы остались с нами!
- А в какие уголки страны, да и не только, удалось добраться вашим изделиям?
Катя: Насколько мы знаем, пока только нашей страны. Но уже в планах сделать карту городов, куда уехали наши работы: Москва и область - Ростов - Тюмень - Челябинск - Карелия - Крым и другие. Из некоторых мест присылают фотоотзывы, которые всегда очень радуют и поддерживают!
- Работаете только на заказ или для наличия?
Борислав: И так, и так. Но в последнее время подолгу делаем свои вещи, так как работаем над заказами...
- На данном этапе вы вынуждены браться за любой заказ/работу или можете с уверенностю сказать, что без проблем «держитесь на плаву»?
Катя: Бывает по-разному. Но берёмся за заказы не вынужденно, а чаще всего с радостью! Только оговариваем, что не возьмёмся делать амулеты, знаки зодиака, обереги, вещи с сомнительными символами и жестокой направленности. Такой вот "пунктик".
- А откуда появился этот «пунктик»? Почему так и никак иначе?
Борислав: По этому поводу у нас даже был вопрос: "Вы свидетели Иеговы???"
Катя: Мы православные, по крайней мере стараемся ими быть. И этот "пунктик" как раз поэтому и появился. Хотим, чтобы искусство, которым мы занимаемся, несло тепло и радость, а не какой-то отрицательный смысл.
- Делаете точные повторы своих же работ по желанию клиента или всегда привносите что-то новое?
Катя: В принципе точные повторы возможны, но заказчики всегда не против, чтобы всё-таки вещь была индивидуальная. Иногда стоит только расставить "кружочки" из металла или перламутра по-другому, как работа уже смотрится иначе.
- Что чаще всего у вас заказывают? Опыт в инкрустации каких изделий был уже получен вами?
Борислав: Больше всего сейчас работаем над инкрустацией рукоятей ножей. А за 4 года существования нашей мастерской работали с украшениями, делали фигурки животных с инкрустацией, рамки для фото и украшения интерьера...
- Где черпаете вдохновение? Может быть есть мастера, работы которых вас впечатляют?
Катя: Маленькие вдохновляющие чудеса происходят постоянно: главное, обратить на них внимание! Бабочки, цветы, звёзды, морозные узоры на стекле, яркий рассвет с чёрным раскидистым деревом на его фоне - и вот в голове уже рисуется картинка будущей работы. Кроме природы и художественных шедевров вдохновляют семья, дети и, конечно, отзывы людей, которым по душе наше творчество.
- Случаются творческие кризисы? Как выходите из них?
Борислав: Да вот случаются чаще всего, когда мы далеко друг от друга. Чтобы выйти из такого кризиса, достаточно просто снова встретиться. Ну и летом жизнь в деревне - это множество отвлекающих от работы факторов. Пока не всегда получается их иключить...
- Работа работой, а отдых по расписанию. Как любите проводить свободное время? Да и много ли его у вас в общем?
Катя: Ой, как раз отдыха по расписанию, к сожалению, никак не получается. Бывают дни, когда и с детьми не удаётся подольше пообщаться. Очень любим семейные прогулки, поездки и разные необычные мероприятия. Например, были на реконструкции взятия Парижа - очень интересно и для взрослых, и для детей!
- Часто случаются срочные заказы?
Борислав: Бывало, что приходилось работать даже сутками, чтобы успеть вовремя отдать заказ... К счастью, в последнее время у нас такого не было!
- Сейчас хотелось бы затронуть административную сторону вашего творчества. Каким образом вы находите своих заказчиков? Изучали целевую аудиторию?
Катя: У нас есть несколько заказчиков, с которыми мы постоянно сотрудничаем. Также наши изделия покупатели находят на сайте или в соцсетях. С целевой аудиторией у нас не так просто: работы бывают абсолютно разные и по стилю, и по назначению, и по цене. Поэтому она у нас очень широкая!
- Известно, что спрос рождает предложение. Что вы можете сказать о спросе на ваш вид промысла? Широко ли известен он, потребляем? Все-таки инкрустация не так уж распространена, как другие виды творчества.
Катя: Согласны на 100%! Инкрустация сейчас, можно сказать, практически никому не известна. И в нашем случае получается, что предложение рождает спрос. Мы стараемся познакомить с техникой, натуральными материалами, сложностями в работе. И уже в процессе этого знакомства появляются и преданные почитатели и покупатели!
- Чаще всего ваши работы покупают для подарка родным/знакомым/коллегам или есть и те, кто покупает для себя?
Катя: Заставили задуматься... Похоже, что покупают чаще для себя, а вот заказывают - в подарок!
- Есть постоянные клиенты или покупки как правило носят разовый характер?
Борислав: Некоторые покупатели обращаются не один раз - это нас очень радует.
- Творить не просто, а преподнести работу в выгодном свете еще сложнее. Как происходит процесс работы над фотографиями? Долго учились этому нелегкому делу?
Борислав: Я с детства любил фотографировать, научился от отца, а потом уже и сам интересовался и изучал премудрости этого дела.
Катя: И я всегда любила фото. Не так, как Борислав, дружу с настройками. Но видимо, какое-то чутьё передалось по наследству: мои папа и дед были фотографами-любителями, а в те времена это была всё-таки большая редкость...
- Кроме того, о чем мы уже говорили, есть еще одна важная тема – личный сайт, социальные сети, реклама… Много ли времени это отнимает?
Катя: В последнее время неприлично много! Хотелось бы больше заниматься всё-таки творчеством, но сейчас от этого никуда не денешься: люди всё больше совершают онлайн-покупки... Иногда делаем перерыв в интернет-деятельности и с радостью погружаемся в свою работу!
- Участвуете в ярмарках или выставках? Какой опыт приносит участие?
Борислав: Уже почти 2 года не участвовали в выставках, до этого были и на ярмарках ручной работы, и на ножевой выставке.
Наши работы лучше видеть вживую, поэтому выставки очень полезны: общение с покупателями или другими мастерами, новые знакомства и обмен опытом. Даже первая, самая недорогая и, казалось бы, неудачная выставка - и то была очень полезна. Понимаешь, что это вообще такое и что нужно изменить: свет, количество работ, оборудование стенда или столика и т.д.
- Не было ли такого опыта, когда вы работали в тандеме с другими мастерами? Хотели бы попробовать себя в этом?
Борислав: Ножи других мастеров с нашей инкрустацией - это и получается работа в тандеме. А вот не на тему ножей ещё не пробовали ни с кем сотрудничать.
Катя: А было бы очень интересно!
- А какой заказ вам хотелось бы выполнить? Может о чем-то мечтаете?
Катя: Наш мастер К. Пушкарёв рассказывал, что когда-то ему предлагали инкрустировать раку для мощей Святого СерафимаСаровского. Думаем, что мы бы от такой работы не отказались!
- Каким видите свое дело через 2 года? Есть какие-то цели или планы?
Борислав: Хотелось бы видеть более проветающим! Планов, идей и даже эскизов для работ очень много, но пока нет или времени, или возможности и оборудования, чтобы их воплотить. Надеемся, что наши цели окажутся достижимыми.
- Что можете пожелать тем, кто только ищет себя в творчестве?
Катя: Найти дело по душе! И, конечно, творческого вдохновения и благодарных покупателей!
- Почему решили принять участие в моем проекте?
Катя: Всегда интересно какое-то движение в творческой среде! И в Ваших интервью чувствуется неподдельный личный интерес к собеседникам, все они очень душевные. Про всех мастеров из Вашего проекта хочется узнать побольше!
- Может вам было бы интересно узнать от нас о каком-то мастере? Поделитесь пожеланиями!
Катя: Представляете, хотели посоветовать вам необычных и замечательных мастериц по дереву, А ещё недавно познакомились с работами мастерской "Wood with history" - красивые развивающие игры ручной работы. Может быть, Вам удастся познакомить всех с ними?