Там они и сидели на блюде, блестели маслом, это было какое масло? Восемь артишоков, заказанных Караваджо в Остерии ло Моро в жаркую знойную ночь в апреле 1604 года. Их действительно следовало подавать отдельно, потому, что они были сварены так: 4 в сливочном масле, четыре в растительном; «Как я могу знать, какие из них - в сливочном?» - проворчал он. «Обнюхивай их и догадывайся...», ухмыльнулся наглый официант, во все века такие бывают, увы. Только в ту эпоху с ними разбирались иначе, но Караваджо перегнул палку, сорвался.
Наглец получил ответ: «Se ben mi pare, becco fottuto, ti credi di servire qualche barone»! «Ты что, б***ь, проклятый рогоносец, думаешь, что подаешь какому-то бездельнику!» Караваджо взревел, бросил блюдо с горячими артишоками в лицо хама и схватился за меч.
(школа) Микеланджело Мериси да Караваджо (1571-1610)
Национальный траст, Stourhead
Это зафиксировано в дословных доказательствах в полицейском протоколе. Караваджо был вспыльчив и драчлив. Эти бурные эпизоды, казалось, исходили из выброса адреналина.
После нескольких недель одиночной, терпеливой работы над картиной Караваджо собирался, хватался за свой меч и выходил на улицы Рима.
Его право носить меч, как члена семьи римского кардинала, было больше знаменем статуса, чем необходимостью для самообороны.
Но вполне возможно, что Микеланджело Мериси да Караваджо никогда не был трагическим героем этой популярной легенды: непонятый и непризнанный гений, голодающий на чердаке, он жестоко обращался со своей судьбой и стал жертвой своего собственного меркуриального темперамента.
Умный парень, покинувший Ломбардию в Риме в 1592 году, уже был искусным художником; он собирался туда, где были деньги, и можно сделать себе имя.
В те ранние годы, работая с разными мастерами, работая в студии и мастерской, преуспевая в том, чтобы копировать произведения других или заканчивать скучные заказные картины, он научился создавать композиции.
В то время Рим был шумной смесью древних руин, спокойных садов и виноградников, и современные дворцы и улицы соседствовали с грязными средневековыми улочками.
С 1585 по 1590 год Папа Сикст V старался восстановить авторитет католической церкви безжалостной городской реновацией города.
Микеланджело Мериси да Караваджо (1571-1610)
Национальная галерея, Лондо
Сикст создал широкие дороги, соединяющие паломнические церкви, с обманчивыми видами обелисков и фонтанов, каждый с надписями, подчеркивающими его авторитет. Верующие были ошеломлены великолепием церквей и интенсивностью чувств в картинах святых.
И Караваджо написал поразительный образ повседневной жизни: Паломники останавливаются поужинать в гостинице. Мы видим обычных людей, официант в рубашке с капюшоном внимательно следит за правильной подачей цесарки или курицы, салата и фруктов. Главный гость ломает хлеб в мгновенной вспышке сильного озарения: путешественники узнают в любезном безбородом юноше молодого Иисуса из Назарета.
Это был заказ в 1601 году одного из друзей и покровителей Караваджо в Риме, Чириако Маттея, брата кардинала Джироламо Маттей. В этой картине Караваджо включает библейскую историю в банальный повседневный мир, доступный для всех нас. Потрясюще!
Белая скатерть, разбросанная по восточному ковру, корзина с фруктами, птица и графин с вином - все это элементы натюрморта, статические и спокойные, и официант тоже, в отличие от эмоциональных жестов его гостей и сияния благостью и грустью молодого Христа.
Уже тогда мастерством молодого гения восхищались многие. Но картина также важна для историков пищи, которые исследуют живопись для получения информации о еде, питье и столовой в повседневной жизни.
Микеланджело Мериси да Караваджо (1571-1610)
В «Мальчике, укушенном ящерицей» мы снова видим дьявольски сложное изображение отраженного света в виртуозном рендеринге графина воды с цветами: статический, ну прямо спокойный элемент и резкое движение раненного мальчика.
Именно в этой атмосфере, особенно в семье кардинала Дель Монте, вкус к реализму в искусстве совпал с потребностями церкви.
Натуралисты, ботаники и медики сотрудничали с богатыми коллекционерами для создания ботанических садов и кабинетов курьезов, и художники были востребованы. Необходимость точности наблюдений за природой и точность ее регистрации были первостепенными.
Системы классификации растений и животных, которые мы считаем само собой разумеющимися, еще не существовали: интересное было время для художников и их покровителей.
Джузеппе Арчимбольдо (c.1527-1593)
Художественная галерея города Саутгемптон
Историю с артишоками и наглым официантом повторяют веками, но тогда дело было не только в том, что официант оскорбил Караваджо. Дело было и в блюде тоже. Артишоки были шикарны, и были приготовлены с трудоемким мастерством.
Банкеты, на которых подавали папам и кардиналам творения великого повара Бартоломео Скаппи, включали артишоки, сырые ранней весной, или обрезанные до нежной основы листьев или «кусков», приготовленные и подаваемые с солью и горьким апельсиновым соком. И они были многочисленны в меню таверн и домов граждан.
Артишоки фигурируют во многих натюрмортах. В Милане Арчимбольдо сотворил удивительные портретные головы , где фрукты, цветы и овощи читались как человеческие черты - с артишоком, расцветающим в петлице – «Лето».
Блас де Ледесма (c.1580-c.1640)
Этот натюрморт Бласа де Ледесмы представляет артишоки и спаржу как особую роскошь. Но Караваджо никогда не писал натюрмортов с артишоками. Ни одного не написал.
Его карьера была короткой, а результат – всего 70 сохранившихся картин, но он оказал огромное влияние на современников, создав смелый и реалистический стиль, который решительно нарушил преобладающий безжизненный маньеризм и вдохновил множество подражателей.
И вот несколько фактов о Караваджо.
Его картины настолько не соответствовали канонам того времени, что их нередко прятали от публики. Они были так реалистичны, что на выставках их показывали в последнюю очередь, чтобы люди успели посмотреть другие полотна. Картины завешивали сукном и открывали только в самом конце выставки.
Тяжелые, мускулистые, жестокие люди на картинах Караваджо, возможно, после тяжелого дня, они таскали ящики, копали землю. Это почти наверняка делали модели, которых он использовал. С их сломанными носами, обветренной кожей и грязными ногами они были далеки от романтизированного представления искусства мира о человеке. Неудивительно, что первосвященник искусства Джон Раскин вздрогнув, «уволил» художника за то, что он представлял «пошлость, тупость или нечестивость», и отправил его в категорию художников, возглавляемых «Школой ошибок и пороков» (где Караваджо присоединился к Гвидо Рени и Рафаэлю).
Выполняя церковные заказы, Караваджо не уходит от своей манеры изображать людей как бедняков и простолюдинов. Его боги похожи на крестьян, а религиозные сюжеты больше напоминают бытовые сцены. Интересно, что однажды в церкви из-за этого даже отказались принять его работу. Картина называлась «Смерть Марии». Увидев ее, священники одной из римских церквей, для которой Микеланджело писал эту картину, отказались забрать заказ. Их возмутило то, что апостол и Мария изображены как простые люди, без божественного трепета.
Микеланджело да Караваджо написал один из первых натюрмортов. Картина называлась «Корзина с фруктами».
Караваджо вел бурную жизнь, умер в 38 лет после убийства человека в драке.
Некоторые ученые утверждают, что Караваджо был убит, а другие, что он умер от отравления свинцом из масляных красок. Его вероятные остатки, содержащие высокие уровни свинца, были найдены в 2010 году. Отравление стало причиной его агрессивного поведения?
Артишоки. Раньше считались афродизиаком, и съедобный чертополох в шестнадцатом веке любили и во Франции, но из-за «эротической» репутации, их запрещали есть женщинам. Говорят, что этот запрет не распространялся только на Марию Медичи, которая утверждала, что артишоки согревают гениталии.
Комментарии