- Добрый день,
- Здравствуйте, Кира! Спасибо за внимание к моему творчеству!
- Из определенных источников я узнала, что в детстве Вы мечтали стать журналистом. Со временем мечта осуществилась или годы меняли не только Вас, но и Ваши мечты?
- О, в детстве брать интервью у бабушки на грядке было очень интересно! Мечты хватило только на один курс филологического факультета в университете. Как-то не сложилось в итоге с журналистикой. Хотя я гуманитарий на 146% - литература, история, география, общественные науки, это мой ТОП и с ним, думаю, уже точно ничего не изменится.
- Думали ли Вы тогда, что журналистом Вы не станете, но у Вас будут брать интервью?
- Наверное, каждый в душе мечтает о таком внимании к своей персоне. После фиаско в университете я пошла учиться на парикмахера и в 2006 году в составе сборной нашего колледжа принимала участие в конкурсе "Невские берега", который проходил в Санкт-Петербурге. Моя номинация была "Боди арт". Все ребята тогда выступили очень успешно и в Сыктывкар мы вернулись с аншлагом! Помню, первые интервью были как раз тогда.
- Поделитесь, как так получилось, что хрупкие женские руки решили работать с кожей. Ведь, насколько мне известно, Ваше образование никак с этим не связано.
- А кто сказал, что они хрупкие? Для парикмахера руки — это основной инструмент, всё-таки 8 лет за креслом в женском зале я проработала. Бывало, и по 200 афрокосичек за день заплетала! Кроме неочевидного развития мелкой моторики, работа по этой специальности, конечно, развивает чувство формы и цвета. Впрочем, с рисунком у меня всегда ладилось, иногда жалею, что не училась в художественной школе. Не помню тот конкретный момент, что "я решила работать с кожей". Как-то все само началось, подогреваемое искренним интересом и моей любовью к творческому уединению.
- В момент создания первой сумки у Вас были необходимые инструменты или их пришлось приобрести?
- Стоит отметить, что мне повезло с первоначальной базой. Моя мама в конце 80-х работала на предприятии Народно-художественных промыслов. Для Республики Коми изготовление изделий из кожи и меха северного оленя традиционно - различные декоративные панно, игрушки, тапочки, кошельки, сумки. Детские воспоминания хранят минуты пребывания в этих цехах - запах кожи и клея, стук промышленных машинок. Конечно, в таком юном возрасте никаких знаний я не приобрела, но зато у мамы после закрытия предприятия остались кое-какие инструменты, и главное, кожа, которые ждали меня почти 15 лет. Так что для новичка я была просто шикарно подкована!
- А навыки у Вас какие-то были? Присутствовало хотя бы малейшее представление, что и как нужно делать или все делалось наобум, по собственным представлениям?
- Кроме пространственного мышления в голове и умения шить на швейной машинке со школы никаких навыков не было. В общем-то этого оказалось достаточно - я не мелочилась, шила сразу сумку с бахромой, клапаном и аппликацией. И она до сих пор “жива”!
- И как оцениваете ту работу с высоты имеющегося на данный момент опыта?
- Она была невероятная, без сомнения! Ведь это был чистый поток сознания, помноженный на интерес и вовлеченность, хорошо помню те минуты до сих пор. Сравнивать в качестве с нынешними работами нет смысла, ведь прошло почти 5 плодотворных лет.
- А как обучались ремеслу в дальнейшем? Проходили какие-либо курсы, посещали мастер-классы?
- Следующий пару лет я, конечно, шерстила интернет, “обрастала” инструментами и практическими навыками. Магазин на Ярмарке Мастеров уже приносил стабильные заказы, учитывая, что все изделия тогда я шила вручную и один заказ в неделю был максимумом моей производительности. Кожу заказывала через интернет и работала с уже готовым, так сказать, сырьем, ну то есть галантерея в чистом виде, художественной обработкой кожи я тогда только интересовалась. В конце 2014 появилась возможность удовлетворить этот интерес и на 10 дней я отправилась на учебу в Санкт-Петербург, где меня научили работать именно с кожей растительного дубления, наносить штампы, теснить, формовать, использовать красители и аппретуру (защитные средства) для кожи. А еще мне удалось посетить питерские кожевенные склады и магазины с сумочной фурнитурой. Уже через месяц мы переехали в Петербург, работа с волосами осталась позади, а вперед я до сих пор смотрю только горящими глазами!
- Почему Ваш выбор пал именно на сумки и рюкзаки?
- Потому что изготовление сумки не привязано к точным размерам (как в случае с обувью или одеждой), а еще это всегда актуально.
- Любите масштабную работу, чтобы было где развернуться фантазии?
- Пожалуй, да. Сшить рюкзак мне охотнее и ловчее, чем пару кошельков.
- Пробовали создавать что-то еще? К примеру те же кошельки, обложки для блокнотов…
- Были и кошельки, ключницы, ремни, сейчас не всегда руки доходят до этих аксессуаров.
- А какой у Вас дизайнерский ассортимент моделей сумок и рюкзаков?
- Есть несколько серий, объединенных каким-то общим принципом. Например, коллекция сумочек “Byron Bay”, где в качестве декора я использую натуральные камни, обрамленные кожей. Или сумки с бахромой из коллекций “Woodstock” и “Monterey”. Изделия с цветными кожаными аппликациями объединились в серию “Галлюцинации”. А сумки с вырезными аппликациями пока никуда не объединились и каждая сама по себе. Рюкзаки представлены коллекциями “Summer day” и “gelekokabags_ранец”. Я не классифицирую изделия по форме или цвету, больше по дизайну.
- Опираетесь ли Вы при создании модели на мировые тренды?
- Вот нет. Я вообще не в курсе, что происходит на подиумах - у меня, в этом смысле, своё измерение. Ну и как бы, есть базовые модели сумок и рюкзаков, отличие, по большому счету, в материалах и декоре. Совершить какой-то прорыв в области создания ручной клади уже невозможно, на мой взгляд. Мне неинтересно придумывать сумку-велосипед, гораздо увлекательнее подбирать свои комбинации из материалов и техник, собирать цвета, создавать что-то эклектичное. Следить за мировыми трендами, чтобы сделать как у Гуччи? Такой копипасты хватает на любом рынке. Также мне непонятен серфинг в интернете на тему "поиска вдохновения". Ну то есть ходить по чужим сайтам и искать его? Вдохновение оно же не в мониторе, оно как минимум за окном! Я иногда смотрю магазины коллег по Ярмарке Мастеров или признанных брендов в кожевенном деле, например, из чистого интереса к персоне мастера или какой-то технике, но не в качестве опоры для своего творчества.
- А можете ли Вы определить стиль/направление, в котором шьете сумки?
- Пожалуй, это модный нынче стиль «бохо». Бохо очень удобен, потому что у него нет точного определения, и для каждого он свой. А еще можно смешивать стили. В моем случай, это что-то от романтизма и хиппи, что-то от кантри и фэнтази, местами гранж и даже милитари.
- Ваши изделия носят название «Gelekoka». Расскажите, что это означает?
- О, это история "с бородой"! Моя фамилия Жеребцова и лет до 3-х именно так я ее выговаривала, знакомилась: "Здрасьте, я Аня Желекока!". Такая семейная байка у нас ходит, которая вдруг стала лейблом на сумках, а теперь уже почти брендом. Это слово наверняка осталось бы в семейных архивах, если бы не вера в меня моего парня - именно он предложил набивать эти буквы на бирках.
- Если сравнивать средний ценник в магазине и Ваш, у кого дороже? Оправдана ли цена на Ваш взгляд?
- Сложно сказать, где дороже. В сумочные магазины, как можно догадаться, мне ходить и не за чем. Я считаю, мои цены более чем адекватны, ориентируюсь на "А купила бы я сама за эту цену?". Возводить в какой-то культ ручной труд, на мой взгляд, уже стало мейнстримом. Порой встречаются вещи, где и не надо бы шить вручную, сделай на машинке - будет красивее и качественнее, и быстрее, и нервы сбережешь. Но как раз за эти нервотрёпки и эксперименты в итоге накручивается цена - типа вот, я неделю руки мозолил, ночей не спал, получите вещь за очень много тыщ. Конечно, работая с некоторыми видами кож, для части изделий, где ценится именно носкость и прочность (охотничья амуниция, например), использование ручных швов (в частности седельного, который считается самым прочным) обоснованно. В случае с кожгалантереей это не всегда оправдано, на мой взгляд.
- В настоящее время люди готовы платить копейки, якобы экономить, и менять не кондицию несколько раз в год. Но при этом не готовы заплатить в два раза дороже и иметь качественную вещь на руках. Как Вы к этому относитесь?
- С пониманием. Каждый в праве сам решать, на что тратить свои средства.
- А кто покупатели Ваших работ?
- Друзья, знакомые, знакомые знакомых, девушки, женщины со всех уголков страны, бывает из-за границы. Редко, когда удается познакомиться лично, но всегда это очень волнительно и приятно. Больше всего трогательны заказы от мужчин для своих любимых, нечасто, но и они бывают.
- Если говорить о рынке и как таковых конкурентах, много ли их в России? Знакомы ли Вы с кем-то лично?
- Я как партизан за всеми только подглядываю. Моя творческая изоляция не отпускает к новым знакомствам, хотя вот конкретно в Петербурге есть аж целая школа, где учат шить из кожи - наверное, конкурентов "куют" каждый день! На мой взгляд, интерес только растет, а здоровая конкуренция никогда не повредит. Огорчают только попытки демпинга со стороны новичков - это никому не на пользу и в целом может снижать уровень доверия к мастерам.
- Как появляется идея новой модели или оформления? Чем Вы вдохновляетесь?
- Беру собаку и иду гулять… Мне повезло, уже 3 года мы живем в Петергофе и за вдохновением здесь можно сходить в любой из многочисленных парков. Бывает, что новые идеи рождаются от обратного - не от избытка, а от дефицита, так сказать. Так случилось с серией рюкзаков “Summer day” в технике своеобразного кожаного пэчворка. От разных работ накопились небольшие кусочки кожи, в один момент я решила попробовать скомбинировать их по родственным оттенкам. Мало того, что сам процесс создания полотна для такого рюкзака на редкость увлекательный, изделие получается совершенно уникальным, ведь повторить аналогичную сборку уже невозможно.
- Поделитесь, в каких условиях Вы работаете. У Вас есть собственное рабочее пространство? Как оно выглядит?
- Моя вселенная разместилась на нескольких квадратный метрах в отдельной комнате. Я работаю дома и нахожу много преимуществ в этом - одно из главных, что со мной всегда мои мохнатые друзья кот и собака, а также есть возможность дневного сна, которая бесценна.
- В какое время суток Вы работаете и в какой атмосфере?
- Работаю в основном днем, бывает, и ночью - включаю гирлянды независимо от времени года и немножко музыки.
- Как происходит процесс создания? Сначала рисуется макет/эскиз или берете материал и образ рождается в процессе?
- Образ рождается во сне. Скорее, отталкиваюсь от материала и цвета. Эскизы рисую очень редко, технические рисунки с размерами для построения выкройки делаю почти всегда. На первичный макет у меня точно никогда не хватит терпения. Предпочитаю решать вопросы по ходу дела. Конструкции моих изделий не слишком сложные, я тяготею к каким-то классическим формам, потому фатальные ошибки при работе с материалом маловероятны. Многие технические моменты уже на автоматизме.
- А какие материалы и фурнитуру Вы используете и где закупаете?
- Теперь почти все покупаю офф-лайн, в Петербурге есть выбор. Кожа, в основном, импортная - Италия, Турция, бывает и российского производства. Я не держусь какого-то одного производителя. Покупаю по своему чутью и принципу “нравится - не нравится”.
- Вся работа полностью делается вручную?
- О нет, здоровье важнее! Год назад я обзавелась промышленной машинкой для шитья кожи и времени на прогулки в Петергофе сразу освободилось. Часто я шью на ручной машинке Подольского механического завода, доставшейся мне от бабушки. Эта техника вообще вне времени. С правильно подобранной иглой и нитками она прекрасно шьет не очень толстую кожу.
- А сколько в среднем уходит времени на создание одной сумки, рюкзака?
- Сейчас я могу уложиться в один день, если модель уже отработана, это обычно работа на заказ. Новые проекты могут “висеть” в моей голове неделями и месяцами, пока не наступит час Х. Но, если что-то уже раскроено, скорее всего, это сошьется в ближайшие дни. В последнее время позволяю себе такую щедрость - придумать сумку перед сном и воплотить ее на следующий день.
- Ваши изделия нуждаются в каком-то специальном уходе?
- Как и любое другое кожаное изделие: пользоваться влагозащитными средствами, на батарее не сушить, хранить в расправленном виде, любить, носить и радоваться!
- А насколько они долговечны?
- Зависит от выполнения перечисленных выше мер. Некоторые мои покупательницы счастливы со своими сумочками уже 4-й год.
- При создании сумки на заказ клиенты могут вносить свои поправки? Или Вы работаете по принципу производства: одна модель, разные расцветки; нравится – бери, не нравится – подбирай другой вариант.
- Абсолютно каждый заказ обсуждается индивидуально. Считаю, что в этом преимущество моего не потокового лампового производства. Все от выбора материала до способа отправки согласуется тет-а-тет в личной переписке. И каждое изделие получается уникальным.
- А на что вообще стоит обратить внимание при выборе сумки?
- Думаю, основных критерия два: ЧТО носить в сумке и С ЧЕМ ее носить. Из первого вытекает - размер, форма, функционал. Из второго - цвет, декор, детали.
- Что объединяет все сумки, «выходящие» из Вашей мастерской?
- Не знаю. Тут нужно сказать что-то вроде “Все они сшиты с любовью к своему делу”? Ну из предыдущих ответов, надеюсь, это уже понятно.
- Бывают случаи, когда «сапожник без сапог». Применимо ли это к Вам?
- Нет, я с гордостью ношу свои изделия, они классные!
- Творчество творчеством, но продвижение бренда тоже имеет место быть. Что Вы делаете для этого?
- Грамотно веду магазин на Ярмарке Мастеров, группу ВКонтакте и аккаунт в Инстаграм. Этого достаточно для нужной мне динамики продвижения.
- Т.е. вся административная работа на Ваших плечах?
- Да, на моих, считаю это частью процесса и возможностью переключиться от шитья непосредственно.
- А о чем еще Вы пишете в Инстаграм?
- Немного о местах, в которых бываю, о фильмах, которые смотрю, о своих домашних питомцах!
- А фото? Их Вы тоже делаете сами?
- Большинство фото делаю сама, иногда мне помогает мой парень...
- Стремитесь ли Вы к признанию Вас как мастера?
- Это мне кубок какой-то должны вручить или медаль? Так как ни в каких официальных творческих союзах я не состою, вряд ли мне это грозит. Главное признание для меня - это интерес к моим работам и стабильные продажи.
- Есть мастера, которые являются для Вас примером?
- Да, есть мастера из США и Австралии, чье творчество я считаю уникальным. Есть примеры очень удачных бизнес-проектов в сумочном деле у нас в России. Можно чему-то учиться у тех и других...
- А какого уровня Вам хотелось бы достичь?
- Поработить весь мир своими сумками! Шутка! Уровень должен быть таким, чтобы не терять удовольствие от жизни. Это идея баланса мне очень близка - возьми ровно столько, сколько сможешь унести.
- Что Вам дает Ваше творчество? Это скорее хобби или способ самореализации и подработки?
- Самореализация на 100%. Говорят, чтобы найти себя и свое дело, нужно понять не что ты хочешь, а то без чего ты не можешь. Я не могу не шить, не сидеть в мастерской с гирляндами допоздна, не клеить, не стучать, не ездить на склад за кожей, не выбирать ткани, в отпуске дольше 5 дней я начинаю скучать по работе. Все это делает меня образца 2017 года.
- Каким видите свое дело через 2 года?
- Пусть будет все тот же азарт, но в просторном помещении с большими окнами, светлыми стенами и выходом на террасу. А лучше в отдельно стоящем деревянном бохо-гаражике на участке с постриженным газоном под вековым раскидистым дубом!
- Поделитесь, почему Вы решили принять участие в моем проекте? Что Вас привлекло и какие эмоции Вы получили в итоге?
- Интервью - это всегда интересно. С удовольствием читаю, когда вижу не типовые вопросы. У Вас они именно такие!
- Спасибо за оценку! Может быть есть мастер, о котором Вам бы хотелось узнать больше? Я постараюсь помочь Вам в этом!
- Попробуйте взять интервью у Ирины Степовой!
- Какой совет Вы можете дать тем, кто только ищет себя в творчестве?
- Перестать искать и прислушаться к интуиции и своему сердцу. На мой взгляд, многие сейчас пытаются найти себя в творчестве, ориентируясь на весь этот хэнд-мейд шум, который уже лет 10 звенит в нашей стране. Вроде как, уйду со скучной офисной работы - и далее самые радужные перспективы. То есть творчество не как душевное стремление, а как альтернатива, ставшей почему-то такой осточертевшей, работе в офисе. А самое печальное, что порой поиски “себя в творчестве” сразу начинаются с попыток монетизации. Я думаю, если есть искренний порыв и интерес, даже офисная работа не помеха для занятий творчеством в любых проявлениях, хоть домики из спичек клеить. А если это становится и воздухом, и смыслом жизни, и без всяких советов понятно - бери и делай!