Камень халцедон: интересные факты

Халцедон – один из тех камней, которые благодаря своим особенным свойствам и многообразию разновидностей начали добываться одними из первых на земле. Разновидности халцедона стали любимыми камнями Юлия Цезаря, Александра Македонского, Наполеона Бонапарта, Фридриха Великого, Александра Пушкина и многих других знаменитых исторических личностей.

История камня

Халцедон добывался и использовался человечеством ещё с библейских времён. Самые первые письменные упоминания о халцедоне можно найти в Новом Завете. В этой священной книге в откровении Иоанна Богослова халцедон упоминается как камень, из которого было сделано одно из оснований стены Небесного града Иерусалима.

Расцвет популярности этого камня пришёлся на античную эпоху. В этот период в Древнем Риме и Древней Греции из халцедона изготавливали посуду, праздничные кубки и ритуальные атрибуты, инкрустировали им оружие, одежду и сбрую, вырезали из него статуэтки и прекрасные камеи. Особым шиком считались печати и специальные кольца с печатями, вырезанные из этого восхитительного камня. Многие изделия того периода сегодня можно увидеть в числе музейных экспонатов.

Мода на халцедон как на ювелирный камень возобновилась с новой силой в период позднего Средневековья, когда средневековые учёные начали исследовать древние цивилизации и интерес к античной культуре проснулся с новой силой. И снова халцедон стал популярным ювелирным и поделочным камнем. Каждая светская дама имела в своём арсенале украшений изготовленные из халцедона серьги или колье, броши или пряжки, перстни или ожерелья. Спросом пользовались и декоративные изделия из этого камня: вазы, шкатулки, пепельницы.

Под модное влияние халцедона попали и такие известные исторические личности, как полководец Бонапарт Наполеон, поэты Дж. Байрон и А.С. Пушкин, которые носили украшения с этим камнем.

Не забыли о халцедоне и в ХХ веке. Особо полюбился этот камень представителям русской интеллигенции – Андрею Белому, Осипу Мандельштаму, Алексею Толстому, Михаилу Булгакову, Александру Грину, Николаю Гумилеву, Марине Цветаевой, которые получили его в подарок от Максимилиана Волошина.

Свою актуальность халцедон не утратил и сегодня, оставаясь востребованным поделочным и ювелирным камнем.

Месторождения халцедона

Основные месторождения халцедонов находятся в США, Канаде, Шотландии, Бразилии, Индии, Уругвае и на Мадагаскаре.

В России известны месторождения халцедонов на территории Восточной Сибири, в европейской части страны (на Тиммане) и на Чукотке.

К числу старейших относятся халцедоновые месторождения Германии, Польши и Чехии.

Лечебные свойства минерала

Особые лечебные свойства халцедона были известны с древности. Народные целители считали его главным «целителем души» и применяли для положительного влияния на психоэмоциональное состояние человека.

 И сегодня литотерапевты приписывают халцедону целый ряд лечебных свойств, полагая, что этот камень:

  • помогает при нервных расстройствах;
  • стимулирует сердечную деятельность;
  • помогает справиться с депрессией;
  • облегчает состояние при нервном истощении.

Кроме того, халцедон используется народными целителями для лечения:

  • глазных болезней;
  • нарушений в работе селезёнки и жёлчного пузыря;
  • заболеваниях костей;
  • лечения кровеносной системы.

Магические свойства халцедона

Древние маги полагали, что этот камень имеет женское начало и главные его магические свойства – это привлечение в жизнь своего владельца взаимной любви и семейного счастья.

Также в древности люди верили, что камень способен:

  • наделить человека красноречием, если положить его под язык;
  • обеспечить материальное благополучие своего владельца, если носить украшение с ним на среднем пальце;
  • защитить дом от стихийных бедствий, если хранить в нём изделие из халцедона;
  • увеличить лактацию кормящей мамы, если женщина будет носить его на груди.

И сегодня украшения с халцедоном являются лучшими амулетами для женщин, мечтающих привлечь в свою жизнь достойного спутника. Считается, что халцедон:

  • способствует привлекательности своего владельца;
  • помогает устроить семейную жизнь
  • гармонизирует интимную сферу жизни;
  • усиливает мужскую силу;
  • охраняет счастье в семье;
  • способствует продлению рода.

Халцедон и знаки зодиака

По мнению астрологов, влияние халцедонов на знаки зодиака зависит от его цвета:

  1. Тельцам и Весам в качестве амулета рекомендуется носить разновидности халцедонов светлых оттенков (белого, розового, голубого).
  2. Девам рекомендуется носить разновидности халцедонов жёлтых и зелёных оттенков.
  3. Козерогам наиболее всего подходят тёмные разновидности камня.
  4. Скорпионам в качестве талисмана рекомендуется выбирать халцедоны чёрного цвета.
  5. Стрельцам прекрасно походят все разновидности халцедонов.

Интересные факты о камне

В Древнем Мире с халцедонами было связано множество интересных легенд:

  • Наши предки считали, что именно из агата (разновидности халцедона) была изготовлена легендарная чаша Иисуса Христа – та самая, в которую Иосифом Арифейским была собрана кровь Спасителя.
  • Из другой разновидности халцедона – оникса – якобы были изготовлены стены Иерусалимского храма царя Соломона.
  • Перстень с сердоликом (разновидностью халцедона) носил на земле наместник Аллаха Пророк Мохаммед.

На Руси халцедон считали матерью хрусталя, т.к. хрустальные кристаллы находили чаще всего в месторождениях, покрытых халцедонами.

Во времена средневековья халцедон считался талисманом мореплавателей.

Самая большая в мире коллекция халцедонов и изделий из них ныне хранится и экспонируется в Эрмитаже. Среди её экспонатов – изготовленные из халцедона произведения искусства мирового значения.

Уход за камнем

Различные разновидности халцедонов требуют разных подходов в уходе, которые необходимо учитывать:

  • Голубые халцедоны следует беречь от воздействия ацетона, пота, сильных химических реагентов и ультразвуковой чистки.
  • Зелёные халцедоны следует беречь от длительного воздействия  солнечного света и высоких температур, т.к. в противном случае эти камни потеряют свой цвет.
  • Чёрные халцедоны (ониксы) для сохранения цвета следует беречь от ультразвуковой чистки, воздействия химических реагентов и ацетона.
  • Оранжевые халцедоны (сердолик и сардер) следует беречь от ацетона, ультразвуковой и паровой чистки, резких температурных перепадов и воздействия химических реагентов.

Кроме того, существуют общие рекомендации по уходу и хранению для всех халцедонов:

  1. Халцедон является довольно твёрдым камнем, однако есть камни твёрже него, которые могут поцарапать и испортить украшения с халцедоном, поэтому их рекомендуется хранить отдельно от других украшений, обернув в мягкую ткань.
  2. Рекомендуется снимать украшения с халцедоном перед началом спортивных тренировок и выполнением любой физической работы, чтобы не повредить случайно камень.
  3. Халцедон легко очистить с помощью тёплой мыльной воды и мягкой щётки или ткани. Однако по окончанию чистки следует тщательно промыть камень и удалить мыльный остаток.
Комментарии
Комментариев пока нет