Лидеры современного полимерного искусства: Европа или Америка?

Лидеры современного полимерного искусства: Европа или Америка? | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Дискуссия на эту тему на днях развернулась в интернете, инициирована она была мастером из США Corlis Rose.

Особо приятно, что обсуждение проходило на фоне обложки журнала с работой нашего российского мастера Надежды Елкиной.

В вопросе не присутствует сравнение с Америкой, но в обсуждении касались в основном именно этого сравнения. И в обсуждении активнее всего были американцы.  

Несмотря на то, что первая полимерная глина появилась в Германии, художественным материалом она стала в США, откуда пришли к нам разные техники, термины, определения.

Сейчас ситуация меняется. Американское полимерное сообщество заметно постарело, на проходившем в августе Synergy 4 в США присутствовали в основном женщины за 50 лет. 

полимерная глина, российские дизайнеры

 Фото. Synergy 4, август 2017, Филадельфия, США

В Европе для сравнения на EuroSynergy 2016 во Франции и Polymer clay week в Чехии было гораздо больше молодежи.

мастера, американские мастера

Фото Polymer week, 2017, Чехия

В России и в странах СНГ, судя по социальным сетям, преобладают мастера в возрасте до 40 лет.

В США молодежь в этом возрасте мало интересуется полимерной глиной, почему?

Что влияет на креативность в «полимерном искусстве»: страна, национальность, возраст, платежеспособность?..

Далее я представляю отдельные высказывания из этой дискуссии, в которой принимают участие в том числе и известные американские мастера полимерной глины. Почитайте, это любопытно. 

Ginger Davis Allman (США). Из-за отсутствия хорошего художественного образования в школах США молодежь понятия не имеет, как использовать полимерную глину в своих творческих работах. И даже когда появились живые мастер-классы, не всем это по карману. Америка — страна большая, и путешествовать по ней дорого.

Randee M Ketzel (США). Честно говоря, я всегда считала, что Европа находятся на переднем крае полимерного искусства. Как только какая-то работа цепляет меня своей элегантностью и изысканностью дизайна, так всегда это оказывается работа европейского мастера. 

Selena Wells (США). У меня лично такое впечатление, что у нас в США тех, кто занимается творчеством, вообще мало уважают. Кроме, разумеется, финансово успешных художников. В европейских странах это в меньшей степени заметно. 

Kathryn L K Corbin (США). Я полагаю, что европейцы столкнулись с необходимостью внедрять дизайнерские решения в своей повседневной жизни. Это возможно связано с культурными изменениями — смешением разных культур, а, возможно, с тем, что после второй мировой войны пришлось заново строить, восстанавливать города. Но в Европе искусство и дизайн неотделимы, есть ценители — интеллектуальная элита. Вот почему дизайн в Европе сложный, сильный и запоминающийся. 

David Forlano (США). У нас в США наблюдается тенденция: чем больше и громче, тем лучше. Когда я вижу огромное количество цветовых красок в работе, у меня возникает ощущение, что у художника нет собственного ощущения цвета. Он применяет много красок, потому что какие-то сработают. Но ведь может быть и обратный эффект. Когда нет чувства меры, результат получается пустым и скучным.

Американцы слишком нацелены на деньги и славу, популярно  такое выражение «In Your Face» (напористость). Все эти реалити-шоу, флэш культура, все это влияет на креативность в творчестве. Это нельзя допускать в творчество, но и без этого мы не можем обойтись, вот в чем хитрость.

И еще. Когда я и Стив начинали работать с полимерной глиной в 80-х годах, никаких мастер-классов не было, мы работали сутками, чтобы разобраться с этим материалом. Но тогда были художественные галереи. Это была хорошая поддержка для нас. Сейчас мало таких галерей, и начинающим художникам очень сложно привлечь к себе внимание. 

Kathleen Nowak Tucci (США). Большая часть брендов полимерной глины производятся в Европе. В результате полимерная глина чаще используется как художественный материал, и приучают работать с ней с детского возраста. Европейские художники в большинстве намного моложе американских, вот почему они и креативнее, и смелее. Они больше экспериментируют,  их  дизайн более современен.

Меня беспокоит, что в США мало мастеров полимерной глины в возрасте до 40 лет. Целое поколение художников не используют полимер в своей работе. 

Suzanne Ward (Австралия). В Европе проще и дешевле путешествовать, и очень много разных полимерных событий. Можно лично общаться, обмениваться информацией. Мне так хочется, чтобы Австралия была поближе к Европе. Я побывала на полимерной неделе в Чехии эти летом, столько всего увидела, познакомилась со многими мастерами. А в социальных сетях присутствует только какой процент европейских мастеров.  

Oksana Walborn (США-Украина). Я родом из Украины, живу в Штатах. Когда я искала журналы по полимерной глине, я здесь нашла только журнал polymer clay cafe magazine. Я успела получить один номер, и журнал закрылся. А на российских и украинских сайтах тонны информации по полимерной глине.

Maria Alexandrou (Кипр). Да, нам в Европе удалось включить в программу в художественных школах уроки с полимерной глиной. Надеюсь, что будущее поколение художников будут использовать полимерную глину в своих творениях. 

Karolina Söderberg (Швеция). У нас в Скандинавии детей учат работать с ФИМО в основном как с материалом для игрушек. Многие слышали о ФИМО и Цернит, но мало знают, для чего это. В школах нет художественного образования, разве только раз в неделю уроки рисования и скульптуры.
У нас в Скандинавии не происходит вообще никаких полимерных событий. Только в прошлом году собрали из 4 стран 30 человек на Nordic Poly Camp и все. Так что я немного завидую вам, американцам, вы встречаетесь гильдией.

Я считаю, что культура и климат влияют на дизайн. В Швеции более холодно, и люди более сдержанные, поэтому преобладает простой, чистый, не вычурный дизайн с небольшим количеством цветовых красок и без ярких цветов (посмотрите в ИКЕА). 

Donna Greenberg (США). Я бы с осторожностью использовала такие термины, как чистый или простой. Эти слова не имеют ничего общего с будущим искусства. Да и минимализм имеет свои преимущества.

Sandra Pulgar (Аргентина). У нас в Аргентине такая же «возрастная проблема», как в Штатах. Но у нас еще есть проблема — полимерная глина у нас очень дорого стоит, 6 долларов за небольшую пачку Фимо, да еще и не всегда ее найдешь. Согласна, что детей надо приучать работать с глиной, но не все могут себе это позволить.

Nikolina Otržan (Хорватия). Штаты были первыми. Все пионеры в полимерной глине, или по крайней мере большинство из них, — из Штатов. Это было еще до Интернета. Американцам повезло, что среди них были инноваторы, у которых можно было лично поучиться. Что сделала в то время Европа, да ничего особенного. Было несколько мастеров из Великобритании, Германии. Как только появился Интернет, европейцы увидели, что делают американские мастера, стали копировать. Было сложно достать инструменты, приходилось быть изобретательным.

Я начинала работать с глиной в Хорватии в 80-х, и мне пришлось изучать все самостоятельно.

Cristina Garcia Alvarez (Испания). У нас в Испании, стране художников, в школах не учат работать с глиной. Один час в неделю учат рисовать или работать с бумагой. Я думаю, что проблема именно в образовании, а не в культуре или стране. 

Christine Dumont (Франция). Вопрос не в том, чтобы обучать, а в том, чему обучать. Только в нескольких странах в Европе наблюдается устойчивый интерес к семинарам и мастер-классам по полимерной глине. При этом заметное количество мастеров выбрали преподавание основным видом своей деятельности. Это рождает конкуренцию. Поэтому большинство мастер-классов сочетают и технику, и инновации.  

Когда я смотрю на работы своих американских коллег, я восхищаюсь качеством и совершенством сочетания техники и дизайна. Но, возможно, в Америке большинство мастеров работают на рынке покупателей с высокими требованиями к качеству. Не означает ли это, что приходится придерживаться каких-то стандартов в ущерб собственному эстетическому восприятию, нет ли в этом противоречия?

Работы европейских мастеров: Кристина Дюмон и Соня Жиродон

тенденции

полимерный мир

Работы американских мастеров: Дэвид Форлано и Клэр Мэнсл.

мастера полимерная глина

synergy 4 

Работы российских мастеров: Аня Бимур, Мария Видова.

polymer week

европейские мастера

Комментарии (9)
yakhoo 08.09.2017

Как много на ЯМ, да и вообще в интернете, просто обалденно красивущих украшений из полимерной глины){#}

И ни у кого язык не поворачивается сказать - красиво конечно, но.... фуууу, это ж сделано из дешевого, неэкологичного и опасного пластика)

Очень интересная дискуссия! Хочется попробовать металл ,как форму,глину,как цвет,хотя варианты могут быть разные.Спасибо!

Очень интересно! Такой анализ можно провести практически в любой творческо-ремесленной сфере.

ИМХО, обучение и стоимость(доступность) материалов в спорте высших достижений в мастерстве достойного уровня вторичны. Первично то, в каком возрастной категории(социальной среде) возникает симбиоз креативности и потребности в творчестве, именно это сочетание и становится локомотивом продвижения как самого вида деятельности, так и его монетизации.

Крайне интересная дискуссия там образовалась! Фото с симпозиумов понравились -- такие наглядные...))

Соглашусь с тем, что у нас, как мне кажется, много достойных, активно развивающихся мастеров, которым нравится именно изучать возможности материала, сочетания с красками и т.д.

Спасибо, Ирина!!!!

Ирина, спасибо, было очень интересно!
Ирина Акулина 08.09.2017

Да, у нас много молодежи этим занимается, мало того, для многих- это основной источник дохода. Молодость- это креатив всегда. А у американцев сейчас полимерная глина- это скорее развлечение для пенсионеров, возможность потусоваться, Новые имена не появляются в этой сфере.

Спасибо, было интересно почитать! Судя по тому, что происходит на просторах нашего интернета, я имею ввиду то безмерное количество работ из разных видов полимерной глины, нам не мешают ни стоимость полимерки, ни отсутствие кружков и художественного образования, ни даже нехватка времени. Наши мастера как креативили, так и креативят и, я не сомневаюсь, будут креативеть!)))
Ирина Акулина 08.09.2017

Полностью согласна. Когда я начинала, российской глины вообще не было в магазинах. Сейчас Артефакт везде присутствует. И они постоянно расширяют линейку, прямо семимильными шагами.
Американцы приезжают в Европу с мастер классами, но привозят одно и тоже, развития нет. У европейских мастеров интереснее классы. Я думаю, что в России сейчас полимерная глина на подъеме, но мы мало встречаемся сообщестом в отличие от американцев и европейцев. Соня Жиродон (обожаю ее за эксперименты с глиной) ответила на это, что и не надо встречаться, это может разрушить индивидуальность. Не знаю, права она или нет.

Я думаю, что ни для кого ни секрет, что в Америке только и уважают тех, кто бабло гребет лопатой) а вот в Европе мастера уважают уже за то, что он мастер. Ну, а мы вообще всегда впереди планеты всей)) и производство пластики довольно быстро своё наладили, а уж с мастерами так и совсем нет проблем))