Бюджетная мастерская, часть 2: рубанки

Бюджетная мастерская, часть 2: рубанки | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Для начала следует четко понять, чем отличается плотник от столяра. И тот и другой работают с деревом. Столяр делает мебель, какие-то небольшие издения обихода, более точные и красивые. Плотник — это работник, который делает некие простые изделия типа ящиков, поддонов, скамеек и более сложные — дома и беседки. Понятно, что разделить четко эти профессии не всегда просто.

Когда я начинал работать с деревом, я думал, что мне очень нужен электрорубанок. Это же классно, вжик — и все ровно. И я его себе купил. И только тогда я понял, что электрорубанок — это инструмент для плотницких работ, и для столярки он не годится. У меня их теперь два, и я не могу сказать, когда я им последнее время пользовался. Слишком грубый это инструмент. Нет, конечно, что-то им можно делать, например, снять лишнее «мясо» у заготовки и так далее. Но я вполне обхожусь для этого пилой.

Это я к чему? А к тому, что если ранее мы напилили дерево на заготовки, то теперь нам нужно их выровнять. И для начала для этого очень хорошо подходит рубанок. Рубанков разных бывает много. Но мы же говорим про бюджетную столярку, верно? Значит, нам нужен универсальный недорогой рубанок. Я советую для этого поискать металлический рубанок Сестрорецкого завода, так называемый Восковский. Его легко узнать по логитипу на корпусе.

столярка, донце

Эти рубанки скопированы с фирменных Stanley и вполне приятны в работе. Я свой первый купил на барахолке за 500 рублей. Всякие штампованные рубанки в магазинах лучше не брать так же как и чугуниевые недорогие китайские. Они или нерабочие, или требуют усилий для приведения в порядок, которые начинающим не под силу. На что обратить внимание при покупке? В первую очередь на подошву, не изношена ли она, ровная ли, нет ли трещин на корпусе. Это основа рубанка. Приложите линейку, посмотрите на просвет. Новичку я бы советовал обратить внимание и на железко, так как хочется сразу работать, а не точить его. Но скорее всего наточить придется. Чаще всего продается так называемая пятерочка — это тот инструмент, который чаще всего и нужен. 

столярное дело, обратник

По настройке рубанков есть много видеоматериала. Я чаще всего пользуюсь двумя рубанками, один из которых отстроен на минимальный съем материала, а второй для более грубой обдирки. Мне так проще, не нужно тратить время на настройку. Для новичка это может быть важно. А вообще рубанков у меня много разных. На фото только некоторые восковцы. Не всеми из них я работаю, многие нужно доводить до ума.

рубанок, строгать

Работа рубанком приносит удовольствие. Неспешно снимается слой за слоем, поверхность становится гладкой, вьется полупрозрачная стружка. Нет воя электроинструмента, только тихое шшух, шшух... Вместо фитнеса можно досочки поровнять. Это я к тому, что физически поработать приходится. 

И еще для работы рубанком нужно тяжелое основание. На табуретке не получится. Причем основание должно быть не просто тяжелым, простой стол у вас развалится и разболтается очень быстро. Раньше в верстаки засыпали песок. Или можно к стене привернуть. Я чаще всего небольшие заготовки зажимаю в простые слесарные тиски, на которые я сделал фанерные губки.

сестрорецкий завод

Вот нужно вам выровнять кривую доску, например. Если сильно кривую, то лучше отпилить край на пиле, так проще. Я так укладываю метровую линейку и карандашом отрисовываю все, что нужно снять. Сразу работаю по высоким местам, а затем по всей плоскости.

Мне для мелких работ очень понравился дешевенький маленький рубанок-обратник. Он так называется потому, что у него лезвие перевернуто, и за счет маленького наклона угол резания получается очень небольшой. И это позволяет получить ровню поверхность, сбить фаски без выколов и т..д. С этим рубанком пришлось поработать, выровнять подошву, заточить железко. 

железко

Для выравнивания торцов может пригодится донце. Эта несложная конструкция позволяет получить предсказуемый ровный угол, так как работает по упору. Упираем заготовку и вперед. Можно сделать такое же для угла в 45 градусов, который отпилить ровно ой как непросто. А тут рубанок скользит по постельке и подрезает потихоньку. И на выходе не скалывает, так как там упор не дает щепку отколоть.

мастерская

Многие скептически отнесутся к тому, что я пишу. Потому что в коммерческой столярке если ты взял в руку ручной инструмент, то ты сразу начал терять деньги. То же самое касается и измерения. Взял в руки линейку — считай, остановился. Нужно все делать быстро — приложил к шаблону/упору и быстро обработал. Конечно, фуганком и рейсмусом я тоже пользуюсь, без этого никак. Попробуйте десяток-дугой досок выровнять! Но я работаю в удовольствие, для меня это хобби. А хобби должно приносить радость. Именно от работы рубанком я получаю удовольствие. 

А скептиков и просто желающих поработать приглашаю к себе в гости на попробовать. Многие мои знакомые, далекие от столярки, на моей базе и под моим руководством обзавелись несьма хорошими поделками, сделанными своими руками. 

Бюджетная мастерская: циркулярная пила

Комментарии
Комментариев пока нет