Как бороться со страхами сотворения

Как бороться со страхами сотворения | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Я далеко не психолог, но надеюсь, что моя статья поможет многим.

Это мой опыт и немного теории.

В последнее время я активно провожу вебинары, предлагаю свои мастер-классы, посвященные разным техникам создания игрушек. При общении с мастерами часто слышу:

«Боюсь, у меня это не получится»,
«У меня столько недоделок, что за новые работы браться просто нет смысла»,
«Сейчас я так занята, что совсем не остается времени на творчество. Как освобожусь, так сразу»,
«Пока у меня нет ни времени, ни финансовой возможности»,
«Мне нравится, но я вообще никогда раньше не шила, не делала игрушки и тому подобное».

Что-то из этих пояснений может быть объективно, а что-то...

страх, публикация

Давайте поразмыслим, что это?

Каждая из мастериц, в том числе и я, сталкивается с сомнениями и страхами. Они не позволяют нам выйти из зоны комфорта и потому мешают двигаться вперед и развиваться. Я не психолог, но много читала на эту тему. Будучи руководителем проходила множество курсов, направленных на саморазвитие. Именно оттуда я знаю, что как только мы сталкиваемся со страхом, наш мозг тут же кидает спасательный круг — те самые объяснения, почему я сейчас не могу взяться за это дело.

Кто-то побеждает свои страхи, натыкается на грабли, которые для одного становятся подтверждением, что не стоило и начинать — все равно не получится. Для другого — опытом, стимулом двигаться дальше и получить желаемое. 
Вы спросите: «Как же мне, бороться со страхом?»

Давайте разберем по косточкам в чем он проявляется.

Невежество. Творчество — детская забава. Ну не взрослым людям этим заниматься. Не серьезно как-то. Стыд. Я не художник, у меня нет художественного образования, да и рисовать не умею. Сомнение в себе. У меня ничего не получится. Руки не из того места растут. Уже пробовала, знаю. Перфекционизм. Как бы я ни старалась, есть намного лучше меня мастера, мне до них не дорасти никогда. Прокрастинация. Потом все сложится, будет лучше, а пока...

Не заканчивать дела. А вдруг я сделаю, а это будет не то, что ожидала, совсем плохо. Я не знаю, что в результате получится. А если хорошо, что тогда?

Ожидание. Есть обстоятельства, не позволяющие мне сейчас заняться. Вот потом, когда-нибудь, когда будет лучше, свободные время, деньги...

Обвинения. Меня никто не поддержит из близких. У меня сейчас маленький ребенок, не дает заниматься чем-то еще. 
Непрактичность. Вот именно сейчас есть более важные дела.

Что же делать со всем этим «счастьем», когда действительно есть тяга к творчеству?

Невежество

В отношении творчества оно свойственно в основном тем, кто выполняет тяжелую физическую работу и творчество за работу не считают. Детская забава, ничего более. Некоторые даже авторские работы называют поделками.

Что делать? Просто станьте ребенком. Не надолго. Потанцуйте, порисуйте, сшейте одежку кукле дочери. Не оценивайте себя и не ждите оценки от других. Процесс ради процесса. Почувствуйте себя ребенком.

как бороться со страхом, публикация в журнале

Стыд от творчества прививается, как правило, окружением с детства. Тебе дают понять, что есть настоящие профессии, а что «одно баловство». Творчеством семью не прокормишь. 
Что делать? Вернитесь в детство. Обратите внимание, дети не боятся, у них нет нажитых страхов, им еще не вбили в голову какие-то постулаты, они берут и творят! Запретите себе думать. Ни одной мысли в голове, гоните их. Просто гуляйте, наблюдайте и удивляйтесь. Как солнце играет в ветвях дерева, как голуби слетают с крыш домов, как облака приобретают новые формы, убегая вдаль. Творчество проистекает от удивления. Удивившись чему-то ты хочешь воплотить это в образе. Только твоем. Вы поймете, что создавать свой образ, быть творцом не стыдно. 

Сомнение

Сколько вокруг потрясающих мастеров, да разве я смогу достичь их уровня? Меня засмеют, не оценят.
Как только вы стали так думать, так и будет. Вы же не попробовали сделать нечто достойное. Пусть уровень и другой, но это же начало! Полагаете именитые мастера вот так сели и сразу сотворили шедевр? Нет! Они также сомневались в себе, много работали, много ошибались. Вот откуда у них опыт, вот откуда шедевры.
Не смотрите на их работы с точки зрения недостижимого. Наоборот — смотрите их больше и больше, разных стилей, разных техник. Есть такое понятие «насмотренность». Вы даже сами не заметите как у вас начнут появляться свои образы. Вы можете дать жизнь своей фантазии. Ее можно развить.

творчество, советы

Говорите себе чаще: «разве я глупее, разве у меня не руки, а что-то другое?» Ведь тот человек сделал куклу тоже руками.
Будьте уверены! Среди тех, кто посмотрит ваши работы, будут и восторженные почитатели и те, кто их не оценит. Нормально! Это жизнь! Вкусы разные. Всем не угодишь. Теперь что, ничего не делать? Глупо! На критике учитесь, на похвале вдохновляйтесь!

Выделите себе 20 минут в день и записывайте в отдельный блокнот идеи. С каждой идеей сомнения в себе потихоньку начнут исчезать.

Есть еще одно упражнение, которым пользуюсь я: Не думай! Делай!
Да, может не сразу получиться. Это не значит, что цель недостижима, просто вы выбрали не тот путь. Исправьте ошибку и вперед! Некоторые мои игрушки получились с третьего, пятого, восьмого раза!

Перфекционизм

Сам по себе перфекционизм — штука неплохая, если не приобретает серьезного размаха. Вопрос в том, решите ли вы это свойство использовать как преимущество или недостаток. Будите ли вы опять и опять пробовать, стараясь достичь идеала, и двигаться дальше или месяцами сидеть над чем-то, боясь допустить промаха. Творчество должно быть в удовольствие и не превращаться рутину, иначе — крах!

Как недостаток превратить в преимущество: целую неделю творите «плохое» творчество, ну, или как вам кажется «плохое». Не важно что: картины, куклы, украшения, одежду. Важно количество. Страх по-тихоньку начнет исчезать, ведь ваша цель — не совершенство, а количество. Даже не думайте давать оценку своим работам. Просто создавайте. Уверена, что среди «плохих» работ вы найдете потом то, что понравится даже вам.

Прокрастинация

Вот о ней распространятся не будем. Так много написано, а в наше сумасшедшее время ей страдают очень много людей. Я тоже. Вопрос в том, делаете вы что-нибудь, чтобы бороться с ней.

Не панацея, но попробуйте задать себе вопрос. Прям напишите: «Если я буду избегать этого, чего достигну?». Рядышком же ответьте на него. Вы увидите, что затягивать что-то, избегать просто не имеет смысла. Помните? «Не думай! Делай!»
В тайм менеджменте есть отличное упражнение «съесть лягушку. «Лягушки» — это ваши дела неважные, несрочные, которые могут подождать и откладываются со дня на день, перерастающие из месяца в месяц. Противные, тянущие за душу. Вот вроде и приступите к ним, но тут обязательно что-то важное объявится.
Напишите список «лягушек». Возьмите себе за правило каждое утро «съедать по одной лягушке» — делать одно дело. Обязательно вычеркивайте его из списка! 

Во-первых, увидите, что на него потребовалось не так уж много времени, как вы себе напридумывали. Во-вторых, после 3-4 таких лягушек увидите как тяжесть груза недоделок спадает с ваших плеч и настроение улучшается, и вера в себя прибавляется, и время освобождается, исчезает ощущение невозможной занятости. Пробовала и описала именно свои ощущения!

Не заканчивать дела 

Психологи связывают это с боязнью успеха. Мы просто боимся последствий, какими бы они ни были. В результате этого страха мы изматываем себя, доводя до стресса.

Совет: прежде чем приступить к чему-то, напишите причины почему вам надо закончить это дело. Десять, пятьдесят, сто — сколько сможете. 

Затем просто напишите, шаг за шагом, что вам нужно сделать. Приступайте к выполнению каждого шага. Это не выполнение чего-то, что вам кажется грандиозным, а просто маленькие действия. Делайте, не задумываясь, ведь и результат особенно не виден от каждого шага. В конце вы увидите чего достигли. А все! Поздно! Вы уже все сделали!
Ну, а бывает, вы просто потеряли интерес. Это совсем другая тема. Не ваше? Двигайтесь дальше, ищите себя! 

Ожидание

Ожидание похлеще прокрастинации. Мы ждем подходящего момента, который может никогда не наступить. Чем старше становимся, тем больше дел, обстоятельств, ну, как мы себе говорим. Есть вероятность вообще никогда не осуществить свою мечту просто из-за образа мыслей, а не потому, что и вправду не было возможности. Обидно!

Даже, если сейчас у вас не хватает каких-то ресурсов, зачем ждать их появления? Делайте «шаг 2», «шаг 3», а «шаг 1» можно и потом, как появятся ресурсы.

Не хватает времени: напишите список дел, что вы считаете нужно сделать. Вычеркните те, что не несут никакой ценности. Остальные распределите по принципу:

  • важно-срочно: не сделаешь — все рухнет;
  • важно не срочно: скоро станут срочными, если их не сделать вовремя. Это текущая, плановая работа;
  • не важные, но срочные. Их просто надо делать: поздравить кого-то, навязанная встреча и тому подобное;
  • не важные, не срочные. В корзину — пожиратели времени.

Если хотите подробнее, почитайте про матрицу Эйзенхауэра.

как сделать

Не хватает финансов — проанализируйте свои ежемесячные расходы. После увольнения из банка я так и сделала. Обнаружила, что «автоматом» плачу за стационарный телефон, которым год не пользовалась. Отключила. Сменила оператора сотовой связи, поменяла лампы в люстрах, снизив потребление энергии и счета за нее. Стала писать список покупок перед походом в супермаркет — все мы знаем его последствия. Я как-то 3 дня ходила за солью, а дома, распаковав пакеты, понимала, что соли нет, зато пакет битком набит всякой ерундой. Сколько еще всего я убрала из расходов, которые были просто лишние.

Обвинения

Все понятно. Чем больше мы боимся, тем больше в этом кто-то виноват. Например муж, который тебя не поддерживает, а дети хихикают. 

Просто попросите их помочь в чем-то. Даже, если вам откажут, не значит, что вас не поддерживают. Возможно, у человека есть свои планы на это время. Но ведь могут и помочь, и поддержать, а вы себя накручивали зря. Не думайте за других, спросите! Например, не все мои близкие считают творчество серьезной работой. Для многих творчество не несет ценности, ну да, симпатичная безделушка. Ни плохо, ни хорошо. Просто это так. Примите это. Однако, мне помогают: прошить, прикрутить, покрасить, сколотить и тому подобное. Разве мало? Моральную поддержку я ищу в других местах, например, у вас, единомышленников :)

Непрактичность 

Безусловно, у всех есть важные дела. Но мы уже говорили о том, как выявить их подлинную важность и срочность — матрица Эйзенхауэра вам в помощь. Распланировав свой день, выделите в нем 30-60 минут для творчества. Совсем чуть-чуть, но уже движение вперед, уже ближе к результату, ближе к мастерству!

Много написала, но надеюсь, что подвигла вас на свершения.
Не ждите, что все само собой произойдет. Меняйтесь сами и увидите, как все вокруг вас изменится, а вы — признанный мастер!

вдохновение

Рада быть полезной, Янина Орса!

Комментарии (33)

Интересная статья{#}

Спасибо, Светлана!

одобряю!

Спасибо!!

Спасибо, всегда нужна поддержка, подобная этой статье :)

Спасибо!!!

Ой как интересно! Прочитала статью и поняла, что я абсолютно асоциальна)))) Про все возможные страхи первый раз услышала от Вас))

Так это же замечательно!

Значит, Вы абсолютно свободный человек!

На самом деле -это еще не все страхи{#} Их куда больше. Но тем и интереснее жить. В том числе и от этого люди разные.

ELENA (ellvik) 08.09.2017

Вспомнилось на тему "Божественная комедия" в исполнении артистов Театра Сатиры! Как Бог и Ангелы создавали первых людей и думали, куда им прикреплять руки - ноги. Вот. где "муки творчества" ! image )))))

</p

{#}{#}{#} Елена, не поспоришь! Как Вы точно подметили!{#}

ELENA (ellvik) 08.09.2017

Извиняюсь, кукольного театра Образцова))

Как я его в детстве любила! Давно не смотрела. Елена, спасибо, что напомнили!

Янина, спасибо за статью!

Очень толково написана и хорошо мотивирует, помогает мастерам двигаться вперед.

{#}

Наталья, очень рада, что Вам понравилась статья! Для меня важно, помогать людям, ищущим себя. Мне тоже когда-то помогали. Отдаю миру полученное ранее)

Анна (belamedveditsa) 08.09.2017

Способность к творчеству, как и способность любить - это лучшее,что есть в человеке. Это то, что приближает наск Богу. И наша задача - развивать эти способности по мере сил. Я думаю,это самое главное в жизни.

Анна, совершенно согласна! Жаль, что в учебных заведениях развитию творчества, как правило, мало уделяют внимания. А ведь это образность мышления, выработка нестандартных решений, развитие свободы личности, мышления. Не зря же в России у дворян обязательно в программу обучения входили и живопись, и изучение литературы, реторика. Как жаль, что все это забыто! Насколько бы мир был интересней, красочней. Вы правильно сказали: созидание приближает нас к Богу.

Yana Kayumova 12.09.2017

В наших учебных заведениях не просто плевали на образность мышления... Я отучилась за свою жизнь где-то в шести школах и еще в пту. Я очень любила математику и прочие вычислительные предметы, да и сейчас тоже, но вот незадача, я не могу, не умею и особо не понимаю, как решить задачу способом из учебника, при чем до сих пор у меня так: ответ один, но решение абсолютно другое. Я за это огребала от всех учителей. Им плевать, что ответ всегда сходится, ставили 2 только из-за того, что решение нестандартное, должно быть как у всех и в учебнике. Только в одной школе на это закрыли глаза, там было правило, лишь бы было желание учиться, в ней я закончила последние классы. Наша система образования "инкубаторная" как называют ее мои родственники, всех пытаются равнять под один шаблон.

Вот! Именно так! Яна, нас, действительно, во всех учебных заведениях обучают шаблонно мыслить. Детский сад, школа, высшее учебное заведение. Все заканчивается работой. Там свои шаблоны и ни дай бог тебе выйти за рамки! Полагаю, это одна из причин, почему многим людям (я не говорю всем) сложно придумать свой образ, начать фантазировать и создавать что-то новое! Мастеров - пруд пруди, а творцов - единицы!

Янина, спасибо. Ваша статья ответ на мой вопрос вселенной:- )

И дело не в том что не умею, нет вдохновения или поддержки...Есть.

А вроде как есть возможность осуществить мечту детскую по одному виду творчества, очень мало связаного с тем, чем сейчас занимаюсь. И стало страшно, правда. Потому что свое знаю хорошо, а тут все сначала и другой, почти не знакомый в таком разрезе, материал. Хотя правило "не думай, делай", есть основное. Только так можно понять и узнать, получится ли, нравится ли ... Иначе так и встанешь на всю жизнь на одном месте столбом.

Анна, я написала эту статью еще и потому, что сейчас начинаю совершенно новые для меня 2 проекта. Один творческий, другой более организационный. С творческим все понятно, надо просто сесть и делать. Не получилось, опять делать)) А вот с организационным - тут столько вопросов надо решить и вкладывать не малые для меня средства. Добавляются финансовые риски. Конечно, страхи поползут: получится ли достойно, окупится ли. Я вас понимаю) Возможно, написала ее больше для себя{#} Дескать, вот видишь? Все знаешь! Ну-ка, давай работать, нечего отмазки придумывать{#}

ELENA (ellvik) 07.09.2017

Мне кажется, творчество - для многих является отдушиной. Просто надо найти свою колею: кому-то нравится вязать, а мне - сложно, засыпаю! Зато, когда увидела сутажные украшения Регины Мор, вооот когда весь сон прошел! Мозги так и "кипели": как сложены завитки в узоры, как подобраны камешки... И, пока моей малышне спалось днем, а старшая посещала школу, я сидела и изучала сутажное рукоделие по фото, читала, выясняла, где и по какой цене могу прикупить материалы... а уж как начала, остановиться не могу)))

Елена, во многом Вы правы. Я не боялась начинать шить, но это было еще в детстве, вязать крючком и спицами. Так же по книгам изучала макраме, вышивку. Но, когда речь зашла о создании кукол, а образования художественного нет, ты начинаешь сомневаться. Ну как же! В голове сидит: надо иметь талант, склонности, уметь лепить. Было боязно. Это сейчас я понимаю, что страшного-то ничего не было. Дело техники, как в любом другом деле. У всех, конечно, по-разному получается. А неуверенность в начале у всех одна) Я занималась с 6 шестью женщинами. Все они так же, как я волновались. Поэтому, мне кажется, что все зависит, чем ты хочешь начать заниматья. Мне даже гончаркой было не так страшно начинать заниматься, как куклами))

Девочки, ну будьте милосердны! Разве вы никогда не садились первый раз за велосипед, разве не было страшно начинать новый проект? Это, когда ты уже матерый мастер, прошел огонь и воду, ты знаешь, что надо только делать и все получится. Есть ли у вас ученики? Знаете как они переживают? У меня были и те, кто никогда прежде не шил. Каждый шов давался им с трудом и сомнением, что получится. Это статья не для бывалых. Она для тех, кому нужна поддержка, для новичков в рукоделии. И поверьте, у них есть и тяга и вдохновение и есть те, кто бьет по рукам. Вам, видимо, повезло вырасти в творческой среде или иметь поддержку. Она есть не у всех. Именно для них статья.

Спасибо за статью, мне кажется все это говорят те кого не посещало вдохновение))) а вот когда оно тебя посещает абсолютно все равно, что скажут другие, и делать "это" будешь пока не увидишь, что получается именно ТО задуманное, и доделаешь его 100%, потому что горит внутри идея, пока не доделал

В том-то и дело, что оно не всех посещает. Есть желание -это другое. Вдохновение, на мой взгляд, больше присуще опытным мастерам. Когда начинаешь, то действует по желанию, а уж, когда наработаешь навыки, разовьешь фантазию, знаешь, на что ты способен, тогда уже тебя окрыляет вдохновение. До этого надо дорасти. Пусть чуть-чуть, но надо.

Так может и не надо всем поголовно заниматься творчеством? У кого столько страхов и отговорок наверное и тяги особой нет.

"Любовь побеждает страх" (с)

Мария, конечно, не надо всем заниматься! А только тем, у кого эта тяга есть. Я многим своим ученицам помогала переступить этот порог: страхов и сомнений. Знаете ли, у них сейчас получаются замечательные работы. Считаете, не стоило их вдохновлять? Пусть бы и дальше сомневались в себе! Но ведь они сейчас творят и верят в себя. Надо было только подтолкнуть.

Спасибо за статью. Мне кажется, что если "действительно есть тяга к творчеству" ничто не остановит человека на этом пути. Он просто не сможет жить без этого. А те, кто сомневается и откладывает и находит кучу причин не творить, на самом деле и не имеет настоящей тяги и любви к данному процессу. У по-настоящему творческого человека будет просто гореть внутри огонь идей и желание осуществить эти идеи, что он найдёт и время, и силы, и средства для их осуществления. " ...Я не могу иначе..."

Все люди разные, Любовь. Не всем дастает уверенности в себе. И речь не только о творческих людях. У всех есть страхи, особенно у начинающих мастеров. Это статья им в поодержку. А люди без страхов, как утверждают психологи, ассоциальны{#} Поэтому, возможно, стоило по-другому назвать статью. Не про борьбу, а приятие страхов.

VICTORIAN CHRISTMAS 07.09.2017
Кто хочет-ищет возможности!Кто не хочет-причины,почему"не может".У меня всё просто объясняется! Когда чего-то очень хочешь--можно очень многого добиться. Главное-- не ущемлять прав других своими желаниями)

Как бывший руководитель, я с Вами совершенно согласна. Очен по-лидерски. Черное- белое. Чего его тянуть, если напридумывал себе кучу причин, только бы не делать? Те же самые слова я говорила своим подчиненным, а их у меня было более 150 человек. Но почему не помочь человеку найти простое решение и, возможно, дело всей его жизни. пусть это будет просто хобби, не бизнес. А у человека в этом забизнесованном сумасшедшем мире появится отдушина.

Анна (belamedveditsa) 11.09.2017

Согласна с Вами. Часто то, что нам кажется пустяком, для другого человека - непреодолимая преграда. Нам всем нужна прежде всего поддержка, участие, а не оценка и высокомерные хлёсткие поучения ((( Бывает, дело не в том, что человек лентяй и ни на что не способен, а просто нуждается в поддержке и дружеской тактичной подсказке.

Спасибо, Анна!