Обзор рынка камня. Кварцы, халцедоны и опалы. Часть 1

Обзор рынка камня. Кварцы, халцедоны и опалы. Часть 1 | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Каждый раз смущает — не слишком ли большой охват тем для одной публикации? Но, с другой стороны, понимаю, что жизни не хватит рассказать обо всем, даже вкратце. Конечно же, польза от одной строчки или даже упоминания о каком-то камне, может, и невелика, но с другой стороны, цель моих публикаций — не пересказывать "гуляющую" по инету информацию на свой лад, а попытаться научить мастериц разбираться в пестроте каменного материала на рынке. И, если кому-то мои статьи помогли хоть немного навести порядок в голове — будем считать, что цель достигнута. К статьям я никогда не готовлюсь и даю материал из головы, разговорно, специально упуская какую-то часть, чтобы не перегружать светлые головы информацией.

Итак, "кварцевая" группа или, научно, "группа минералов кремнезёма" — одна из самых "богатых". Минералогически она делится на 3 четких ветви: кварцы, халцедоны и опалы. Со стороны горных пород к этой группе теснейшим образом примыкают авантюрины (джеспилиты и прочие кварциты), яшмы, обсидианы и кремни. Хотел охватить публикацией все это хозяйство, но понял, что за раз для восприятия это чересчур. Поэтому разбиваем на 4 части. 

Самым главным визуальным отличием между представителями этих ветвей является скол или излом. Вообще же, думаю, следующий рассказ нужно будет посвятить свойствам минералов (не "потусторонним", как я их называю — эзотерическим, лечебным и прочее мракобесие, а реальным свойствам). То, с чего начинают дети на самом первом занятии в геологическом кружке — это как раз та информация, которой остро не хватает интересующимся камнем людям, чтобы все встало на свои места. Скол — это едва ли не самый важный диагностический момент при знакомстве с камнем. Свежий скол дает 90% информации о камне, иногда все 100. У минералов кремнезёма это особенно важно. У кварцев скол всегда занозисто-неровный блестящий или "стеклянный". У халцедонов он всегда матовый шершавый, но никак не блестящий. И у опалов — абсолютно гладкий блестящий, как бы маслянистый (за исключением маловодных полуопалов). 

Но, вот беда — почти все, что попадает в руки мастерицам — кабошоны, бусины и прочее — не имеет видимых сколов. А часто непрозрачно и однотонно. Крутите. Как волк ёжика — настойчиво и внимательно. Микросколы (видны хорошо в 10-кратную лупу) есть почти всегда. А на бусинах — абсолютно всегда — на краях "устья" дырочек. Вообще, "дырочка" в бусине — целый кладезь информации. Например, на фото ниже — по равномерному скруглению к устью можно уверенно сказать, что бусины отлиты, а не выточены из камня, что исключает их из группы природных камней и переводит в разряд стёкол.

кварц, тигровый глаз

Но вернемся к кварцам. В этот раз не будем рассматривать каждую разновидность, ограничимся перечислением.
Основные: горный хрусталь (бесцветный прозрачный), аметист, розовый кварц, цитрин, морион, паразиолит, дымчатый кварц (никогда не называйте раухтопазом — дико непрофессионально. Хотя, профи 86-го уровня — горщики и хитники как раз называют его между собой "раухом" или "дымчаком", но никак не раухтопазом) ...

Особо хочу подчеркнуть, что из природного горного хрусталя и дымчатого кварца (раухтопаза) вставок не делают и никогда не делали. Все, что вы видите в серийной заводской ювелирке и украшениях — банальные стекла. Исключения — работы на заказ и частных мастеров. Поэтому априори — если вы не видите в изделиях или вставках из горного хрусталя и дымчатого кварца дефектов, то нужно считать это стеклом.

На картинке ниже стекло — к бабушке ходить не надо.

халцедон, кошачий глаз

Пожалуй, и все. Это "чистые" разновидности. Теперь "грязные".

Иногда кварц бывает под завязку набит другими минералами — это 4 основных "глаза" — соколиный, тигровый, бычий и кошачий. 

опал, соколиный глаз

Порядок именно такой. Изначально всегда образуется соколиный глаз — это параллельно шестоватый агрегат минерала рибекита в кварце. Со временем (в геологической толще) железо окисляется и соколиный переходит в более устойчивое состояние — тигровый глаз (рибекит превращается в лепидокрокит). Именно поэтому мы часто видим промежуточные состояния — тигрово-соколиный глаз. Бычьего глаза в природе нет (редчайшее явление), это тигровик, прокаленный особым способом при температуре до 400 градусов.

Как кошка, которая гуляет сама по себе, так и "кошачий глаз" — камень стоящий особняком от всех других "глазьев". Запомните. не существует камня "Кошачий глаз". "Кошачий глаз" — это название эффекта. Вертикальная полоска, "бегающая" по сферически обработанной поверхности всех зеленовато-желтовато-серых камней. Эффект "кошачьего глаза" присущ более чем 100 совершенно разным минералам: хризобериллу, опалу, бериллониту, аквамарину, нефриту, селениту и так далее. В случае с кварцем (самая дешевая и распространенная разновидность "кошачьего глаза) это минерал тремолит в кварце. Все, что есть сегодня на рынке — это  бразильский кварцевый "кошатик" и, как экзотика, можно встретить образцы с Урала — с Горбуновского проявления. Причем, та самая полоска в кварцевом кошатике настолько размыта, что иногда нужно напрячься, чтобы ее разглядеть.

Что любопытно — на украинском,изолированном от России рынке, имеют хождение спилы, шары и другие изделия из криворожских джеспилитов с прослоями всех 4 "глазьев"! Приходилось видеть даже природный бычий глаз в сочетании с кошачьм и тигровым.

Но. Никогда не верьте в розовые, фиолетовые, ярко-желтые, ярко-зеленые кошачьи глаза.

Это стекла.

камни

Природного "кошачьего глаза" на рынке настолько мало, что поискать надо постараться.

Остальные кварцы с включениями обычно прозрачны и начинку можно без труда разглядеть: рутиловые волосатики... Ага, стоп. Обязательно нужно пояснить, что к "волосатикам" относятся не только рутиловые, но вообще множество волосовидных (стреловидных) включений в кварце — турмалиновые, актинолитовые, биссолитовые, козалитовые и так далее. Все они легко отличимы. 

Из необычных кварцев необходимо выделить льдистый кварц (казахское сырье, на рынке давно нет),

минералы

снежный кварц (так называют белоснежный кварц из марокканских жеод),

интересное

по агрегатному состоянию выделяют "кактусовый кварц" — нарастание мелких кристалликов на сосульках. 

полезно

За "кактусовый" кварц хочу акцентировать внимание. Натуральный на рынке есть либо вот такой, как на фото — грязно-желтовато-серый, либо аметист. Всё. Тоннами продающиеся друзы зеленого, желтого (и уже других) цветов — фейки. Битые друзы (природного кварца) помещают в автоклавы и искусственно регенерируют рост с предварительным добавлением пигмента.

"Аурааква" кварц — обычный кварц или горный хрусталь с напылением в магнетронах цветной пленки оксидов металлов. Сейчас такую пленку наносят на низкосортные жеоды марокканского снежного кварца и даже бразильского перистого агата.

информация

Иногда в жеодах можно увидеть банальную порошковую краску. 

Ну вот, о кварцах, если коротко, то все. Наверняка много чего упустил, в комментах можно дополнять и поправлять.

камни натуральные

Шар из украинского джеспилита с прослойкой кошачьего глаза.

Комментарии (27)
Татьяна 8 января

Спасибо, с большим удовольствием все прочитала. На одном дыхании.

Как то сумбурно написано. Например, вы пишите что вставок из горного хрусталя и "рауха" не делают, и тут же - если у вас вставка из гор. хрусталя или "рауха" - ищите изъян, тогда он настоящий.

Не понимаю, что вы постоянно про мастериц работающих с бусинами вспоминаете. Ну не работают они с вашими галтованными камушками, кристаллами, друзами и сосульками (разве что биссером можно обшить). Нам, по большому счёту, бусины нужны с огранкой или без, но бусины с дырочкой. Вы случаем не частный мастер, не занимаетесь огранкой? Их то вы похвалили, мол только у них можно настоящие камушки в изделиях купить! Но у частников нет такого оборудования, чтобы качественную огранку делать. Из всего что вы написали простой обыватель мало что поймёт. Разве только, что бусины с дефектами это не стекло и наоборот. И как же вам удалось увидеть природный кошачий и бычий глаз, если вы пишите, что их в природе нет? И о свойствах камней я ничего не нашла! О камне писать нужно или всё, или ничего.

Согласен, что сумбурно. Нельзя написать не сумбурно то, что должно места занять раз этак в 10 (хотя бы).

Так получилось, что находимся мы на портале "Ярмарка мастеров" и пишу я специально для мастериц, поскольку именно они завтра должны будут делать описания своих работ, а про материалы, их которых те работы сделаны, известно только то, что продавцами этих материалов было сообщено - или ничего или откровенная лажа (в лучшем случае от чего помогает и какому знаку зодиака подходит). Недалеким покупателям это подходит, но таких все меньше..

А с галтовкой и "сосульками" - работают, уверяю Вас и еще как. Кто умеет считать, фантазировать и решать промежуточные вопросы - это материал, который легким движением руки (камнереза, огранщика) превращается в то, что нужно. Клянусь, именно мастерицы меня тут удивляют чаще, чем спецы-камнерезы, коих я знаю великое множество.

Я не мастер, не огранщик, но немного осведомлен в каменном материале, его видах, качестве, ценах, хождении на рынке и во многих других вещах.

Кстати, в статье не написано, что "кошачьего глаза" нет в природе. Есть. Но это не название камня, а название оптического эффекта.

Татьяна 8 января

Добрый день, МариСлава. Хотелось бы возразить, что мастера работают не только с бусинами, но и с кабошоными, кристаллами, друзами и даже сколами. И не только бисерщики. Просто, скорее всего, у каждого мастера свои предпочтения.

длжд 05.09.2017

Фото бус из стекла вроде бы из одного очень крупного магазина камней минералмаркет, который позиционирует себя как "только натуральное" Интересно было бы на их реакцию посмотреть, уверяли бы что это самоцвет?{#}

Надо не уверять, а разглядывать. Если бусины бездеффектны - 99,9%, что стекло. Если в этих бусинах будут шторки, то не нужно никаких сертификатов, все ясно.

Sumki-online 04.09.2017

Интересно,спасибо!

Распространён в продаже розовый кварц, можно немножечко о нём? Продаётся например "мадагаскарский" - очень розовый, что это?

С розовым кварцем заковык меньше всего. На рынок его поставляет Бразилия и Мадагаскар - помногу и немного Намибия. Хотя он есть и в других местах в непромышленных количествах. Отдельные сорта из этих мест могут быть схожи (например, малахит заирский и уральский - есть сорта неотличимые даже потомственными малахитчиками), но в массе заметно отличаются. Бразильский - светлый с обильной сеткой "трещин" и повышенной мутностью (молочностью). Намибия дает материал незначительно ярче, но без сетки и с меньшей молочностью. И только Мадагаскар дает яркие чистые цвета без сетки и иногда вообще без молочности. Есть ювелирные сорта, где цена на розовый кварц, относящийся к самым дешевым поделочным камням, зашкаливает до 5000 евро/кг. Кабашоны из него измеряются в каратах и довольно редко посещают наш Союз. Из особенностей мадагаскарского - очень часто обладает 6-х лучевым звездчатым эффектом - главное, правильно соориетнитовать ось при обработке сферы (кабашон. У шара звезда и так "выскочит) и тогда он становится неотличим от аналогичных шпинелей.

Общая особенность всех рк - полная потеря цвета от нахождения на солнце.

Про облагораживание рк никогда не слышал. Так что, если вы видите внутри деффекты, присущие рк (они будут всегда) - натура. Деффектов нет - стекло (довольно частая замена).

Спасибо за быстрый и чёткий ответ, всё очень интересно!

Спасибо за четкое, "по делу" описание свойств минералов, а не "потусторнние" характеристики!

Будем ждать части 2!{#}

Кварцевый кошачий глаз знаю, он совсем другой. Жаль фото нет

Фото кварцевого кошачьего глаза пристегнуто 4-м после бычьего в статье. Вид кварцевого кошатика зависит от степени заполения тремолитом - бразильский забит полностью, а горбуновские могут быть вполне просвечиваемые до прозрачности. Что любопытно еще. В соколиных-тигровиках такой вариативности нет, они всегда абсолютно непрозрачны!

А вот это что? Покупала за хризоберилловый кошачий глаз в виде браслета. Пр-во Таиланд. На мой взгляд, похоже на правду. Эффект кошачьего глаза выраженный, на фото не очнь получилось.

А вот это?

Натуральный горный хрусталь? Мне кажется, да. А такие кабошоны есть в продаже

Наталья (SerNa7) 04.09.2017

Как написано выше : минерал тремолит в кварце - бразильский кварцевый "кошатик", но у продавцов камней и изделий - это именно хризоберил или хризоберилловый кошачий глаз..

Если покупаете не в изделии - можно кабаш снизу царапнуть топазом. Топаз немного мягче хризоберилла, но значительно тверже кварца.

Ирина, и то и другое вполне соответствут. Хотя, хороший кварцевый кошатик визуально не отличим от так себе хризобериллового (только тесты делать). Тут решающий параметр - при покупке хризоберилловый (изделие с ним) вам никогда не продадут за 5 долларов, в каких бы джунглях вы это ни покупали.

Насчет горного хрусталя и дымчатого кварца я сделал особый акцент на бездеффектность. Ювелиры-ручники делают, немного, но делают что-то с ними и настоящие камни (как в кольце) видно даже непосвященному. Я призываю не верить бездеффектным камням. Даже огранщики экстра-класса, гранящие крупные коллекционные камни по 100-2000 карат (речь о тех же г/х и д/к. Мельче их гранят исключительно редко) стараются оставить в камне некий микродеффект (шторку, вуальку, перышко), которые не только становятся изюминкой в камне, но и своеобразным гарантийным паспортом природности камня.

Очень полезно. Большое спасибо.

А то постоянно , как покупаешь на оптовке - у продавцов все "натуральный камень", включая облезающую пластмассу, не говоря уже о стекле. Казалось бы, ну, стекло, чем плохо стекло? Да и пластмасса качественная чем плоха? тоже бывает актуальна для ряда изделий - нет, норовят одно выдавать за другое...

Ольха (Москва) 04.09.2017

Спасибо! Прочитала с удовольствием!

Спасибо, очень познавательно. Особенно, насколько сильно покупателей с "кошачьим глазом" и "раухтопазом" прокатывают image На ЯМ это явление оооочень распространено!

Увы. Любой уважаемый Мастер, если вложил кровные денежки (в стекляшечки), а потом прошел путь от идеи до воплощения в изделие, будет искать любые зацепки, чтобы стекляшечки стекляшечками не называть. Аксиома.

POlga 03.09.2017

Спасибо! Очень интересно и поучительно

izolda.listova 03.09.2017

Спасибо. А то просто страшно бывает от "информации" о камнях, более дремучей и несвязной, чем познания средневековых ярмарочных торговцев.

Евгения 03.09.2017

Спасибо. Очень нужно и позновательно{#}

Спасибо! Нужная, полезная статья!

Спасибо за публикацию,хотя много знаю,прочитала с удовольствием! Всего самого хорошего!
DeLuca 03.09.2017

Спасибо, интересно! Особенно про эффект "кошачьего глаза".