Процесс изготовления батика на острове Ява в Индонезии

Процесс изготовления батика на острове Ява в Индонезии | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Поэтапный процесс изготовления батика в Индонезии.

Инструмент для работы горячим воском при изготовлении БАТИКА называется в Индонезии "Чантинг", это маленькая чашечка из меди с впаянным герметично носиком. Носики могут быть разного диаметра — и меньше 0,5 мм, и больше 2 мм. Носиков может быть несколько — 2, 3, 5, 6, то есть можно одним прикосновением оставить на ткани несколько точек, собранных, например, в форме цветочка — 5 лепестков и серединка, и так далее.

Батик, сделанный при помощи чантинга, называется батик тулис (тулис — писать), в отличие от батика чап, сделанного при помощи штампа.

Теперь рассматриваем процесс изготовления батика — от 1 этапа до готового изделия на этапе 6.

Работа начинается с белого полотна (ткань обязательно натуральная — хлопок или шелк).

1. На первом этапе художник закрывает воском (резервирует) белый цвет для своей будущей картины (так как другого цвета пока еще нет). Воск — материал пластичный, не пропустит никакую краску, и то, что под ним спрятано, останется белым.

2.  Второй этап — нанесение четырехцветного фона, на этом этапе вступает в работу краска. Краски специальные для батика, для картин — искусственные красители, для одежды в некоторых студиях применяют растительные краски биксан (по названию растения). Краска — порошок, который растворяют в воде в необходимой пропорции. Готовую краску наносят на ткань кистью, размывая  нечетко границу. Все окрашивание в батике происходит только холодным способом, иначе растворится воск и парафин и пропадет весь смысл резервирования рисунка. Теперь нанесенную краску обрабатывают  раствором  кислоты (плещут на картинку из кружки) — это для проявления и закрепления краски на ткани. Далее следует полоскание в чистой воде, затем  надо ткань  подержать 5-7 мин на солнце, а потом 5-7 мин в тени, в это время краска продолжает проявляться и закрепляться на ткани.

3. На третьем этапе продолжают прорабатывать цвета на картинке. Сейчас художнику необходимо сохранить для картины оранжевый цвет. Он сконцентрирован в центре картины рядом с желтым, добавляют его на недостающие участки, держат на солнце и теперь резервируют оранжевый цвет. На этом же этапе появляется сплошная корочка на всей площади картины — это не воск, а парафин (который, в отличие от воска, хрупкий), он нужен для получения черных трещинок на фоне картины. Пока парафин не ломают, он может служить резервом, как и воск, поэтому сейчас можно погрузить картинку в бордовую краску полностью.

4. Что и делают на четвертом этапе. Дав пролежку на солнце и в тени, резервируют бордовый цвет, это видно уже на образце номер пять.

5. Теперь осталось прокрасить только черный цвет, это крайний этап (тот же образец номер пять). Прежде, чем погрузить картинку в черную краску, слегка надламывают парафин (если же нужны трещинки более ощутимые, ткань ломают сильнее). Все места на картине, не закрытые ни воском, ни парафином, окрасятся в черный цвет, и через трещинки в парафине неравномерно проникнет черная краска.

6. Вот и готова картинка, осталось только избавиться от парафина и воска на ткани. Для этого картинку варят в кипящем растворе соли и соды минут 5-7, для больших картин раствор приходится менять несколько раз. Полощут в чистой воде, очередной раз держат на солнце и в тени и получают готовую картинку — образец номер шесть. Изображение двустороннее, такие картины (и любые ткани, сделанные по этой технологии), не боятся солнца и воды, их смело можно стирать в нейтральном моющем растворе и гладить горячим утюгом.

батик

процесс изготовления

чантинг

индонезия

древние традиции

остров ява

Комментарии (4)

СПАСИБО !!! {#}

Интересная публикация! Спасибо!

Я жила в Индонезии.. На Бали. Остров Яву посещала.. очень атмосферное место!

Спасибо, Julia, а я жила год на Яве. Место поразительное, как результат - мое увлечение культурой Индонезии. Большая коллекция батика, икатов и проч. прелестей. Выставки, лекции, статьи уже 13 лет, любовь не проходит...