Рубин : свойства и история драгоценного камня

Рубин

Один из самых востребованных сейчас драгоценных камней был известен ещё тысячи лет назад. Тогда люди не умели различать похожие по цвету минералы, причисляя к рубинам все минералы красного цвета. Древние индийцы считали его камнем Солнца и называли не иначе как «вождь самоцветов».

В европейских странах рубин был покровителем смелых и отважных, рыцарей, преданных идеалам. В странах Востока красный камень считался кровью Дракона и символизировал жизненную энергию, приносящую силу, любовь и здоровье.

Свойства камня

Рубин является одной из разновидностей красного корунда. Оттенок минерала варьируются от ярко-розового до насыщенно-красного и зависит от количества примесей хрома. Самыми ценными и редкими считаются корунды «цвета голубиной крови», имеющие фиолетовый оттенок.

Рубин является драгоценным камнем первой категории и по составу напоминает сапфир. Этот минерал уступает по прочности только алмазу. Коэффициент твёрдости рубина равен 9 по шкале Мооса.

Кристаллы красного корунда имеют высокую степень прозрачности и блеска. Такими показателями не обладает ни один другой драгоценный минерал, кроме алмаза. Благодаря этим свойствам крупный рубин может стоить даже дороже аналогичного по размеру бриллианта.

По внешнему виду рубин напоминает красную шпинель и отличим от неё иногда только под микроскопом. Также красный корунд легко спутать с гранатом, цирконом-гиацинтом, топазом и турмалином.

Высокой ценностью обладают минералы с рутиловыми включениями, похожими на звёзды. Такие камни очень редкие и поэтому дорогие.

В середине 19 века был открыт способ получения искусственных рубинов. В настоящее время искусственные красные корунды применяются при изготовлении часов и ювелирных украшений, а также в квантовой электронике как элемент лазера.

Как определить качество рубина

Стоимость натурального рубина достаточно высока, поэтому при покупке украшения с этим драгоценным камнем не стоит торопиться.

Спустя столетия даже некоторые рубины королевских регалий подвергаются «разоблачению». Так, в результате современных исследований были обнаружены поддельные рубины в драгоценностях, принадлежащих королевской семье Англии. Знаменитый «Рубин Чёрного Принца», украшающий британскую корону, оказался всего лишь красной шпинелью. Что же говорить о нашем времени. Однако существует три способа, которые помогут вам определить качество минерала.

1 способ. Покупая украшение с рубином, обязательно посмотрите на камень не только при искусственном, но и при дневном свете. Рубины хорошего качества при любом освещении имеют практически одинаковый оттенок, тогда как менее качественные образцы при дневном свете становятся бледно-розовыми.

2 способ. Рассмотрите камень под увеличительным стеклом. Природный корунд обладает включениями и небольшими дефектами, тогда как синтетические камни выглядят чистыми, словно стекло.

3 способ. Капните на корунд лимонным соком. Если камень настоящий, он останется неизменным. В противном случае на камне появятся мутные включения.

Добыча рубинов

Существует множество месторождений рубинов. Не добывают красные корунды разве что в Антарктиде. Но лишь 1 % из добытых минералов – ювелирного качества.

До сих пор рубины добывают по старинным технологиям, известным многие сотни лет. Этот трудоёмкий процесс осуществляется вручную, путём промывания песка и гальки. Часто камни достают прямо со дна рек.

Большую ценность имеют рубины азиатского происхождения. Старейшим месторождением считается Бирма. Именно бирманские рубины ценятся выше остальных благодаря своей редчайшей окраске. Также известны индийские рубиновые россыпи, которые тоже считаются очень древними. Многие века эти камни использовали для инкрустации украшений высшего света.

Сейчас помимо Индии и Бирмы главными экспортёрами красных корундов являются Таиланд, Шри-Ланка, Танзания, Таджикистан и Афганистан. В России добыча этого камня осуществляется лишь на Полярном Урале.

Тайские рубины имеют коричневатый оттенок. Их добывают в Чангваде на глубине 8 метров. Корунды, добытые в Шри-Ланке, обычно яркого земляничного цвета. Местные жители называют эти камни «иллам»

Лечебные свойства

Лечебные свойства рубина в народной медицине известны с древних времен. Целители часто использовали воду, настоянную на камне, а не только сам камень. Считалось, что чем больше рубин, тем сильнее целебное действие воды, в которой он находился. Считалось, что он способен останавливать кровотечение, исцелять чуму и эпилепсию. Из-за окраски считали, что он благотворно влияет на состояние крови. В Индии считали, что он способен исцелить проказу и эпилепсию, чуму и чесотку, паралич, желчность. В странах Европы больной желудок и импотенцию лечили истертыми в порошок камнями, смешанными с водой. Если на больные места накладывать камни, то можно вылечить заболевания горла, уха, суставов и позвоночника.

Этот минерал укрепляет иммунитет, сердце, улучшает аппетит, восстанавливает силы, хорошо действует на кровеносные сосуды, скопление газов, выводит из депрессии, надежно защищает своего владельца от ранений и тяжелых заболеваний. А также лечит неврозы и депрессии, помогает справиться со скукой и тоской, бедой и печалью, тревогами и кошмарными сновидениями.

Комментарии
Комментариев пока нет