Непобедимый Разум Самурая: Как Воспитать в Себе Психологическую Стойкость....

Непобедимый Разум Самурая: Как Воспитать в Себе Психологическую Стойкость.... | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Постоянное воздействие стрессов давно стало характерной особенностью современной жизни. Критические ситуации, которые проверяют нашу психику на прочность, поджидают буквально везде – дома, на работе, в автомобильных пробках и даже при просмотре телевизора. Причем стресс принимает самые разные обличья – задержка зарплаты, не вовремя сломавшийся лифт, конфликт с начальником, сорвавшиеся переговоры, попытки выполнить домашнее задание с ребенком и прочие неурядицы.

Но самое неприятное в том, что сталкиваясь со стрессовыми ситуациями, большинство людей вовлекаются в них, мгновенно поддаются их воздействию отнюдь не в свою пользу. Они начинают нервничать, переживать, раздражаться, у них портится настроение, и каждая такая ситуация словно очередной шрам на душе. И если такие восприимчивые люди вступают в конфликт, будь-то настоящая драка или словесная перепалка, они, как правило, проигрывают эту схватку, а все потому, что проявляют психологическую слабость.

Но есть и такие люди, которые даже в самых критических ситуациях не теряют самообладания. Кажется, будто они заранее готовы к подобному развитию событий, а потому любую стрессовую ситуацию они воспринимают без напряжения. Разница между двумя описанными типами характеров в одной удивительной особенности. Название ей – психологическая устойчивость.

Японская притча

Чтобы лучше понимать, что такое психологическая стойкость, расскажем одну древнюю японскую притчу. Много лет назад в Японии столкнулись два самурая. Оба опытные воины, мастера боя на мечах, каждый из них не сомневался в своей победе. Приходилось рассчитывать лишь на ошибку противника.

Сведя мечи, оба самурая замерли, пристально глядя друг другу в глаза. И тот и другой ждали малейшей слабости противника, чтобы мгновенно атаковать и одним ударом решить исход битвы. Но все было тщетно. Прошел день, и начало опускаться солнце. Битва так и не состоялась. Двум великим воинам даже не нужно было начинать битву на мечах, чтобы помериться силами, ведь у них произошла битва разума.

Знаменитый воин-самурай Миямото Мусаси однажды сказал: «Заставь противника лишь вздрогнуть – и победа будет твоей!». В рассказанной притче ни один из воинов не дрогнул. У каждого из них было непоколебимое, неуязвимое мышление. А это большая редкость для человека.

Жизнь – это поле битвы

Битв, подобных тем, что случилась у самураев, в наши дни практически не встретишь. Тем не менее, и сегодня многие вступают в драки, но еще чаще подвергаются психологическому воздействию со стороны. Происходит это практически ежедневно – дома, на работе, в транспорте. Такие психологически битвы происходят между руководителем и наемным рабочим, лектором и учеником, нанимателем и соискателем работы, между коллегами, супругами, родителями и детьми, и даже совершенно незнакомыми людьми, столкнувшимися в транспорте.

Более того, подобные битвы происходят даже в нашем сознании, когда, один голос говорит: «Я больше не могу!», а другой ему противоречит: «Терпи, ты сможешь!». Этот конфликт – борьба за доминирование, и разыгрывается он всегда, когда сталкиваются две точки зрения.

Если битва самураев показалась вам выдуманной, это лишь потому, что такая ничья в природе встречается довольно редко. Как правило, в таких схватках всегда есть победитель и побежденный. И как только роли между участниками распределены – ничего изменить уже невозможно!

Но как выйти из такой схватки победителем? Как сделать так, чтобы противник не застал нас врасплох, и с первой секунды осознал, что именно он проигравший? Для этого важно заняться повышением психологической устойчивости.

Психологическая стойкость

По словам психологов, психологическая стойкость – это процесс сохранения психологического равновесия в условиях стресса. Причем, что интересно, это свойство человека не обусловлено генетически, а формируется в процессе жизнедеятельности. Психологическая устойчивость формируется из множества факторов, таких как развитие, воспитание, социальная адаптация. То есть, устойчивость психики у человека, вынужденного расти без родителей гораздо выше, чем у того, кто до совершеннолетия «держался за мамину юбку». С другой стороны человек, постоянно подвергающийся стрессам, не всегда закаляется от них. Порой совсем наоборот, нервная система расшатываются, и человек начинает болезненно реагировать на каждую появившуюся проблему. Таким образом, можно сделать вывод, что психологическая стойкость – это, скорее, гибкость психики, нежели ее стабильность и непоколебимость.

У психологически устойчивого человека в случае возникающих трудностей, появляется раздражение, но тут же запускается поиск способа преодоления трудности. Негативные эмоции тут же уходят и психологическое состояние нормализуется.

В то же время у психологически неустойчивых людей этот процесс происходит несколько иначе. После раздражения, возникающего в ответ на появившуюся проблему, у них начинается процесс хаотичного поиска решений, который лишь усугубляет негативные эмоции и приводит к ухудшению психологического состояния. Происходит так потому, что человеческий разум не находит действенного решения проблемы, вследствие чего у него появляется ощущение угрозы и развивается чувство беспомощности. Все это позволяет сделать вывод о том, что психологическая стойкость – это, прежде всего, самоконтроль.

Как повысить психологическую устойчивость

1. Если вы желаете повысить собственную психологическую устойчивость и обрести стойкость в любых стрессовых ситуациях, для начала вам необходимо понять и принять простую истину – «Не можешь изменить обстоятельства – измени свое отношение к ним!».

Красноречивый пример: Вы проходите мимо человека, на которого лает собака. В большинстве случаев вы просто проходите мимо, погруженный в собственные мысли, и совершенно не раздражаетесь по этому поводу. Конфликт в этом случае пройдет мимо вас, совершенно вас не касаясь. Но если вы решите поучаствовать в конфликте, возьмете палку и побежите отгонять собаку, она обязательно начнет рычать на вас. В жизни так происходит практически постоянно – если вы «цепляете» ситуацию, она «цепляется» за вас.

2. На психологической стойкости сказывается влияние условий, в которых находится человек. Например, человеку со взрывным характером, который привык быть постоянно в движении, будет совершенно некомфортно жить в маленьком, тихом городке или просиживать рабочие дни в офисе, не имея возможности выплеснуть бурлящую энергию. Этот внутренний конфликт существенно снижает психологическую устойчивость, ведь для ее формирования необходимо соответствие внешних условий своему внутреннему состоянию.

3. Еще один способ сформировать крепкую психику – периодически разгружать нервную систему. Находясь под постоянным прессом проблем, особенно занимаясь чем-то нелюбимым, человек волей-неволей накапливает негативные эмоции, что, безусловно, влияет на психику. Из-за этого он нервничает, раздражается, перестает спать по ночам. Однако, если выкраивать время на полноценный отдых, причем не просто лежать на диване, а заниматься любимым делом (отправиться на рыбалку, поехать за город, почитать любимую книгу), можно прекрасно разгрузить нервную систему и тем самым укрепить психику.

4. Воспитание философского отношения к жизни может стать именно тем недостающим кирпичиком, который сделает вашу психику неприступной крепостью на пути стрессов. Не секрет, что психологическое здоровье человека неразлучно связано с юмором, позитивным мышлением, самокритикой и умением смеяться над собой. Если человек способен относиться ко всему происходящему менее серьезно, и не воспринимать малейшие неудачи как катастрофы, все происходящее с ним будет видеться в другом, позитивном свете и перестанет разрушать психику.

5. Позитивный образ самого себя тоже не последний фактор в формировании стойкости. Важно взращивать в себе позитивное отношение к своей личности, научиться принимать себя таким как есть, т.е. стать для себя позитивным персонажем. Тут важно лишь не перейти грань, за которой заканчивается собственный позитивный образ и начинается самовосхваление. В этом случае человек нередко начинает смотреть на мир глазами «жертвы», что лишь усугубит неустойчивость психики.

6. А ведь еще такое важное человеческое качество, как психологическая целостность. Оно складывается из гармонии, в которой должен жить человек со своими принципами и убеждениями, из соответствия работы и собственных интересов своим душевным позывам, а также из стремления к самосовершенствованию, как в физическом, так и духовном плане.

Скажем, однако, что перечисленные способы повысить психологическую устойчивость, так сказать «мирные» способы, которые действительно делают вас менее уязвимыми в мире постоянных стрессов. Но что делать в случаях, когда вы сталкиваетесь с давлением или неприкрытой агрессией? Как выстоять и не проиграть еще на первых секундах?

Вернемся к нашим самураям. Чтобы стать таким же непоколебимым и неуязвимым, важно подготовиться к подобным ситуациям.

Этап № 1: Подготовка
К любым критическим ситуациям следует заранее готовиться, постоянно моделируя возможные варианты развития событий и репетируя ответное поведение. Известно же, что победы являются результатом кропотливых тренировок.

Правда, такие тренировки имеют немало «подводных камней». Вы можете бесконечно долго готовиться, но в критический момент растеряетесь, так как будете лихорадочно прокручивать сотни вариантов развития событий. Чтобы этого не произошло, важно уметь расслабиться, забыть о подготовке и действовать «на автомате». Не научившись расслабляться, вы не сможете обдуманно реагировать на ситуацию и обязательно дрогнете.

В конце концов, подготовка – лишь первый этап на пути к обретению психологической стойкости. Важно двигаться дальше и научиться переходить от подготовки к победе.

Этап № 2: Намерение выиграть

В характере большинства людей заложено не желание выиграть, а желание не проиграть (не достижение успеха, а избегание неудачи). Но если начать битву с таким настроем, вы заранее окажетесь в проигрышной позиции и, как итог, проиграете. Таким образом, исход поединка будет ясен с первой секунды, если вы не сформируете в себе четкое желание выйти из схватки победителем.

Когда вы научитесь формировать желание победить, вы это почувствуете. У вас попросту не останется сомнений в собственной победе. Физические действия – взять и выполнить то, что вам нужно, станут простой формальностью, которая лишь подтвердит вашу внутреннюю уверенность.

По словам психологов, правильно сформированное намерение открывает путь к победам, которые до этого момента казались невозможными из-за неуверенности в себе. Причем, как и в случае с подготовкой, формирование намерения – самодостаточная функция, овладев которой вы сможете довериться и забыть о ней.

Этап № 3: Очищение разума
Завершив подготовку и сформировав намерение, вам необходимо дать им возможность действовать самостоятельно. По сути, если вы подготовились правильно, вам не нужно думать, как действовать, не нужно убеждать себя что вы намерены стать победителем. Все что от вас требуется – очистить разум от всего лишнего и полностью сфокусироваться на происходящем, так сказать жить «в моменте».

Вам необходимо отрешиться от всего и как бы наблюдать ситуацию со стороны, спокойно и беспристрастно принимая выверенные решения. Те люди, которые на себе испытали это чувство освобождения, описывают собственные действия как происходящие сами собой, когда тело движется самостоятельно, превосходя при этом свои возможности. Происходит так потому, что мы ему не мешаем! В этом и заключается суть работы над собой.

Психологическая стойкость необходима нам постоянно, в каждой игре, в каждой перепалке, конфликте или настоящей битве, которую мы затеваем или оказываемся вовлеченными. Постоянно работая над собой и повышая психологическую стойкость, вы обретете непобедимый разум самурая, при котором даже если не победите соперника, то соперник уж точно не победит вас!

Комментарии
Комментариев пока нет