Леля-древнеславянская богиня

Леля-древнеславянская богиня | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

славянский стиль, славянские традиции, славянские мотивы, история моды

  Леля – богиня весны, девичьей любви, искренности и красоты. Дочь Лады, сестра  Живы и Марены.Почиталась наравне с Ладой. Традиционные обрядовые элементы, связанные с этими двумя богинями, в славянской культуре практически неотделимы.

  Леля – образ юной, чистой и светлой девушки, только-только достигшей возраста, когда ей можно выходить замуж. Это легкая и нежная аллегория предвечной чистоты непорочного женского сердца, его силы, непобедимой и непреодолимой для зла. Эту богиню наши предки представляли молодой русоволосой красавицей, уже не девочкой, но еще не женщиной, хранительницей очага. Именно поэтому образ Лели в отличие от Лады или Макоши никогда не рассматривается в соответствие с бытом. Леля всегда в окружении дикой природы – на опушке леса, у реки. Ее волосы гладит ласковый теплый ветер, ее рук касаются своими влажными носами лани и лисицы. Это беззаботное создание, лишенное даже намека на воинственность или агрессию.

  В русской народной вышивке Леля изображается как одна из двух лосих, стоящих по разные стороны от стилизованного изображения Макоши-земли. Этот незамысловатый узор часто можно встретить на старых рушниках или ставнях дремучих изб. У Лели есть своя руна, которая называется ее именем. Руна Леля символизирует воду в ее активном игривом проявлении («лила» с санскрита переводится как «игра»). Это легкий, но мощный весенний поток, который навсегда стирает прошлое и несет с собой обновления для всего мира. Мотив пробуждения – ключевой в данном аспекте. В рунических раскладах именно так чаще всего трактуют руну Леля – освобождение от темных пут, ясный взгляд на вещи, не замутненный наносной Кривдой.

  Много праздников связано у наших предков с Лелей богиней весны. Ее также называли одной из Рожаниц (вместе с Ладой, Живой и некоторыми другими мифологическими персонажами, в разных источниках упоминаются разные имена). Рожаницы – это богини, которым покровительствует сам Род. И причисление Леля к этому ряду выглядит вполне логичным, ведь единый Род покровительствует всем женщинам в равной степени, ибо они – его продолжатели.

Комментарии (8)

Интересная публикация, спасибо, что поделились! {#}

luba 21.08.2017

Екатерина доброго дня! Благодарю за очередной экскурс в в славянскую мифологию, всем нам не помешает такое знание! Браво! И добра и здравия Вам!

Люба, спасибо Вам огромное за добрые слова и пожелания!

Спасибо, Екатерина!!!! Очень интересно!!!!

Алёнушка, Вам спасибо за интерес к публикации! Очень отрадно, что наши мифы, легенды, история вызивают такое внимание! Что нам мифы древней Греции?! Вона какие у нас свои боги есть)))

Лена Ли (-leli) 20.08.2017
Как интересно! Благодарю♡ Не знала про такую) Я названа Геленой, что в уменьшитело-ласкательном варианте Лёля))

Спасибо, Лёля, за проявленный интерес! У Вас красивое имя)).

Лена Ли (-leli) 20.08.2017
Екатерина (babushkin-komod), спасибо image