Макошь-древнеславянская богиня

Макошь-древнеславянская богиня | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

славянский стиль, славянский оберег

славянские традиции

Макошь (Мокошь, Макоша, Могущ, в некоторых источниках – Велесыня) – древнеславянская богиня судьбы, плодородия и семейного очага (семейного счастья). В ее руках сосредоточены нити жизней всех живых существ (в том числе и богов). Макошь также почиталась как богиня гаданий и волшебства, покровительница священных колодцев и точек силы. Это явный аллегорический образ женской составляющей мироздания (мужская – Сварог). В некоторых источник ошибочно именуется женой Велеса  (на самом деле от сотворения мира и поныне является женой бога-кузнеца Сварога).

Макошь или, как ее иногда называли, Великая Ткачиха, держит в руках полотно мира, на котором из нитей-жизней она сплетает замысловатые узоры. Макошь может в любую секунду оборвать любую нить или изменить ход ее движения, но она никогда этого не делает.

У Макоши есть две помощницы – это богини Доля и Недоля. Когда Макошь прядет очередной пласт мироздания, Доля и Недоля поочередно касаются разных нитей, определяя, таким образом, судьбы людей (или отдельных временных этапов жизней этих людей).

Макошь – апофеоз женственности, материнства. Это образ Матери Сырой Земли. Ее зверь – корова, животное, без которого любое хозяйство является неполноценным и, фактически, регрессивным. Некоторые исследователи называют Макошь хтоническим божеством. Это утверждение верно лишь отчасти и лишь в таком контексте: Макошь – земля, низ, а ее муж Сварог – небо, верх. Иногда Макошь называют женой Рода. Это в корне неверное утверждение, которое идет вразрез с фундаментальными постулатами культурно-религиозного мировоззрения наших далеких предков. Также абсолютно не соответствует истине утверждение о том, что Макошь являлась женой Велеса или Перуна. Исследователи, приводящие для подтверждения своих слов миф о богине-изменнице, явно путают Макошь с Додолой (и то, если внимательно изучить искомый миф, Додолу вряд ли можно назвать изменницей).

Комментарии (5)
Сан Саныч 16.08.2017

Очень интересно, спасибо!

Спасибо Вам, за проявленный интерес!

Маруся М 16.08.2017

Екатерина, я родом из Калининграда, на большой земле живу десятый год. Много путешествуем по России, друзья приезжают, мы их зовем с собой, они сначала упираются, а потом говорят, что и не думали какая у нас замечательная страна! Какие люди!

Маруся М 16.08.2017

Екатерина, очень интересный рассказ!

Здорово, что есть люди, которые помнят свои корни, делятся знаниями о вере, так и передается любовь к земле, на которой мы живем новым поколениям!

Спасибо Вам большое за то, что интересуетесь данной темой. Мы, выросшие на русской земле, действительно мало что знаем о нашей истории, традициях, культуре.