Гранатовый браслет

Гранатовый браслет | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Уникальные  украшения и аксессуары встречаются нам в музеях, антикварных магазинах, на полотнах художников и в литературе. Иногда писатель так сочно описывает украшения, что Вы уже примеряете воображаемое кольцо, серьги и сверкаете в них в театре.

Гранатовый браслет

Замечательный пример таких описаний встречается в рассказе Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет», написанный в 1910 году. В нем фигурируют три ювелирных изделия. В главной роли - браслет из названия рассказа. Описанное во всех подробностях украшение будоражит воображение, и браслет оживает перед глазами.

Подробно описана сцена, где героиня рассказа княгиня Вера получает подарок:
«…Даша положила на стол небольшой квадратный предмет, завернутый аккуратно в белую бумагу и тщательно перевязанный розовой ленточкой.
– Я, ей‑богу, не виновата, ваше сиятельство, – залепетала она, вспыхнув румянцем от обиды. – Он пришел и сказал…
– Кто такой – он?
– Красная шапка, ваше сиятельство… посыльный…
– И что же?
– Пришел на кухню и положил вот это на стол. «Передайте, говорит, вашей барыне. Но только, говорит, в ихние собственные руки». Я спрашиваю: от кого? А он говорит: «Здесь все обозначено». И с теми словами убежал.
– Подите и догоните его.
– Никак не догонишь, ваше сиятельство. Он приходил в середине обеда, я только вас не решалась обеспокоить, ваше сиятельство. Полчаса времени будет.
– Ну хорошо, идите…»
Далее сразу княгиня Вера разворачивает презент:

«…Она разрезала ножницами ленту и бросила в корзину вместе с бумагой, на которой был написан ее адрес. Под бумагой оказался небольшой ювелирный футляр красного плюша, видимо, только что из магазина. Вера подняла крышечку, подбитую бледно‑голубым шелком, и увидела втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет, а внутри его бережно сложенную красивым восьмиугольником записку. Она быстро развернула бумажку. Почерк показался ей знакомым, но, как настоящая женщина, она сейчас же отложила записку в сторону, чтобы посмотреть на браслет. Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой‑то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов‑кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо‑красные живые огни.

«Точно кровь!» – подумала с неожиданной тревогой Вера…»

Героиня хорошо рассмотрела подарок, и лишь после прочла письмо: «…Этот браслет принадлежал еще моей прабабке, а последняя, по времени, его носила моя покойная матушка. Посередине, между большими камнями, Вы увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт граната – зеленый гранат. По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти.

Все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного браслета, и Вы можете быть уверены, что до Вас никто еще этого браслета не надевал…»

Это был не «дешевенький» дутый браслет из низкопробного золота, а семейная реликвия, хранившаяся несколько поколений. Зеленый гранат, или демантоид - очень редкий минерал. Он ценится гораздо больше чем гранаты пиропы или альмандины. Впервые демантоид был открыт в середине XIX века на Урале и сразу стал популярным камнем среди знати. Алмазный блеск, насыщенный цвет, золотые искры сделали его главным экспортируемым минералом этого периода.

Такой подарок княгине Вере можно рассматривать как старинную европейскую традицию, когда мужчина дарит своей избраннице фамильную ценность его семьи. Эта традиция до сих пор процветает в Великобритании. Например, помолвочное кольцо передается из поколения в поколение. Девушка получает настоящую реликвию – непременно золото с бриллиантами, как правило, старой огранки. Колечко предварительно подгоняется по размеру, что приносит жениху немалые хлопоты.

Жемчужные серьги

Помимо браслета, это был не единственный подарок княгине в этот день. Княгиня отмечала именины, поэтому подарок был и от мужа.

«…Муж, уезжая утром по спешным делам в город, положил ей на ночной столик футляр с прекрасными серьгами из грушевидных жемчужин, и этот подарок еще больше веселил ее...»

Серьги с грушевидными жемчужинами - вечная классика. Такие украшения всегда были желанны дамами не одного столетия. Обтекаемая каплевидная форма отлично подчеркивает овал лица, жемчужины подсвечивают цвет кожи. Истинная редкость и ценность таких серег в том, что пару природных жемчужин с идентичными формой и размером подобрать крайне сложно. У ювелиров нередко уходили целые годы, и это считалось большой удачей. Стоимость таких серег всегда была очень высока.

Загадочный Carnet- или записная книжка по-французски

В рассказе есть описание еще одной вещи, подаренной княгине Вере сестрой. Подарок - уникальный блокнот, переделанный из старинного молитвенника: «…– Мне все равно, я все люблю, – ответила Анна. – А больше всего я люблю мою сестренку, мою благоразумную Вереньку. Нас ведь только двое на свете.
Она обняла старшую сестру и прижалась к ней, щека к щеке. И вдруг спохватилась.

– Нет, какая же я глупая! Мы с тобою, точно в романе, сидим и разговариваем о природе, а я совсем забыла про мой подарок. Вот посмотри. Я боюсь только, понравится ли? Она достала из своего ручного мешочка маленькую записную книжку в удивительном переплете: на старом, стершемся и посеревшем от времени синем бархате вился тускло‑золотой филигранный узор редкой сложности, тонкости и красоты, – очевидно, любовное дело рук искусного и терпеливого художника. Книжка была прикреплена к тоненькой, как нитка, золотой цепочке, листки в середине были заменены таблетками из слоновой кости.

– Какая прекрасная вещь! Прелесть! – сказала Вера и поцеловала сестру. – Благодарю тебя. Где ты достала такое сокровище?

– В одной антикварной лавочке. Ты ведь знаешь мою слабость рыться в старинном хламе. Вот я и набрела на этот молитвенник. Посмотри, видишь, как здесь орнамент делает фигуру креста. Правда, я нашла только один переплет, остальное все пришлось придумывать – листочки, застежки, карандаш. Но Моллине совсем не хотел меня понять, как я ему ни толковала. Застежки должны были быть в таком же стиле, как и весь узор, матовые, старого золота, тонкой резьбы, а он бог знает что сделал. Зато цепочка настоящая венецианская, очень древняя.

Вера ласково погладила прекрасный переплет.

– Какая глубокая старина!.. Сколько может быть этой книжке? – спросила она.

гранатовый браслет, русская литература, гранаты, записная книжка

куприн, классическая литература, демантоиды, именины

жемчужные серьги, старинные украшения, жемчуг натуральный

– Я боюсь определить точно. Приблизительно конец семнадцатого века, середина восемнадцатого…

– Как странно, – сказала Вера с задумчивой улыбкой. – Вот я держу в своих руках вещь, которой, может быть, касались руки маркизы Помпадур или самой королевы Антуанетты… Но знаешь, Анна, это только тебе могла прийти в голову шальная мысль переделать молитвенник в дамский carnet *. Однако все‑таки пойдем посмотрим, что там у нас делается…»

К слову, «ручной мешочек», из которого Анна достает подарок, есть тот самый дамский предмет, именуемый ридикюлем. Но это уже совсем другая история…

Комментарии
Комментариев пока нет