"По данным А.В. Карпова в Арзамасском уезде существуют самые разные виды промыслов: Скорняжный, Сапожный, Кузнечный, Валенный, Вязание обуви, Вязание чулок, варег, носков, Плетение кружев, Тканье холста, Сучение пряжи, Прядение верёвок, Деревянные бороны, Оглобли, Салазки, вилы, грабли, Колоды, Бочонки для вина и масла, Бондарный промысел, Изготовление Телег, Колёс, Саней, Берд, Столярный промысел, и т.д. Такое обилие и разнообразие промыслов связанно с тем что на территории Арзамасского уезда возделывание земли не было основным источником к существованию, из - за климатических условий, поэтому основным средством дохода было занятие промыслами.
ВЯЗАНИЕ ОБУВИ В ГОРОДЕ АРЗАМАСЕ.
Женское население г. Арзамаса занимается вязанием обуви (сапоги, ботинки, туфли и пр.) из разноцветной шерсти; этим промыслом заняты преимущественно бедные женщины - мещанки, но занимаются им (от скуки или от нечего делать) также чиновницы, купчихи, духовное сословие. Промысел этот исключительно женский: вся организация его, продажа и производство изделий - всё находится в руках женщин. Женщин беднейшей части города Арзамаса (мещянок, цеховых крестьянок, солдаток), считается 4678; можно приблизительно предположить, что три четверти этого числа женщин, т.е. 3507 человек, заняты вязанием обуви во всё свободное от праздников время года (т.е. 265 дней года, считая 105 дней не рабочих).
Меньшая часть женщин (приблизительно - треть) занимается промыслом самостоятельно, сами покупая материал и продавая изделия; большая часть работает на богатых хозяек, получая от них материал и представляя им готовые изделия. Это есть главнейшее, почти единственное занятие арзамасских женщин после работы по домашнему хозяйству (земледелием арзамасские мещане не занимаются). Арзамас - главный центр этого дела, и, сколько мне известно, ни в Нижегородской губернии, ни в других местностях России (если основываться на данных «Свода материалов по кустарной промышленности») ничего подобного арзамасскому вязанию нет.
Лет 50 - 60 назад (прим. - то есть в нач. 19 в.) арзамасские женщины были заняты плетением кружев из грубой бели (белёная пряжа), которые в большом количестве сбывались на Макарьевской ярмарке и шли преимущественно на головные уборы инородцев (татар, черемис, мордвы). Но промысел этот почему то упал, уступивши место нынешнему вязанию. Вязание впервые появилось лет 40 назад как промысел арзамасский; но долгое время существовал как рукоделие Николаевского женского монастыря (в Арзамасе). «Производство это получило своё начало лет 40 назад и вышло из стен Николаевского женского монастыря».
Условия выгодности вязания подвергаются частым колебаниям, зависящим от часто изменяющихся цен шерсти и изделий на Нижегородской ярмарке. Каждая ярмарка устанавливает свои цены, более или менее отличные от предыдущих.
Цены эти находятся вообще в зависимости от колебания в потреблении предметов роскоши, потому что арзамасские вязанки (общее название вязаных изделий) составляют предмет роскоши. Ближайшей причиной таких колебаний служат войны, напр., последняя русско-турецкая, во время которой вязанный товар не шёл.
В настоящее время (прим. - конец 19 в.) промысел находится в хорошем состоянии: он не даёт женщинам больших заработков, но всё-таки держится и, вероятно, долго будет держаться за неимением других занятий. Может быть, впоследствии он распространится и среди женского населения пригородных селений Выездновской волости; распространение это уже началось.
Ни каких особых помещений, орудий, приспособлений нет; вязание производится в обыкновенных жилых помещением с единственным орудием - вязальными иглами (спицами) обыкновенной формы.
Материал - крашенная шерсть разных цветов - крупными торговками покупается на Нижегородской ярмарке, потом перепродается мелким вязеям (вязея - название промышленниц) или дается им в работу с тем, чтобы они после за известную плату предоставили готовое изделие. Многие вязеи покупают шерсть так же в арзамасских купеческих лавках, которые запасаются шерстью на ярмарках. В кредит шерсть приобретается в небольшом количестве, потому что смышленые торговки предпочитают отдавать шерсть в работу, чем в кредит. Самая крупная торговка вязанками и шерстью - Артемьева (Артемиха); на нее работает вязанки пол Арзамаса; многие вязеи покупают ее шерсть, которой она запасается не только в Нижнем на ярмарке, но и в Москве.
Если считать, что одна вязея израсходует в день 1/2 фунтов шерсти, то на 265 рабочих дней года ей нужно запасти около 130 фунтов шерсти.
При вязании употребляются самые разнообразные рисунки: чем ярче и красивее рисунок обуви, тем выше ценится она. Каждая вязея во время вязания непременно держит перед собой рисунок. Рисунки вяжут по канве, рисуют на бумаги и пр. рисунки самые разнообразные и ни чего постоянного, определенного в этом отношении нет.
Дело вязание легкое, требующее только быстроты рук; оно позволяет вязеям разговаривать, смотреть в окошко и тому подобное, поэтому-то это легкая, чисто женское ремесло и привилось среди мещанок, которым была бы не по нраву тяжелая работа. Вязание даже и трудом не считается: так легко и привычно оно. Искусство вязальщиц различно; от него зависит и такое большое разнообразие в заработке (от 7 до 30 - 35 к.в день); чем быстрее, привычнее двигаются руки вязеи, тем больше она свяжет. Некоторые вязеи вяжут редко, т.е. оставляют большие промежутки между шерстью; другие вязеи вяжут часто, плотно; последние ценятся дороже, потому, что товар при частой работе выходит красивее. После вязания товар отделывают. Отделывание производится так: на внутреннюю сторону обуви нашивают войлок, пот которой для мягкости подкладывают лен; обмазывают крахмальным клейстером и сейчас же трут сапог мыльной водой и мылом. Крахмал иногда мешают с пшеничной мукой - тогда, по рассказам вязей товар отделывается чище. Вязанок становят на колодку, откатывают т.е. оттирают, печенным черным хлебом, который впитывает в себя всю дрянь из шерсти, завертывают в мокрую тряпочку и на колодке оставляют на ночь в печке. На утро вынимают из печки, снимают с колодки и обшивают верхнюю часть вязанок бахромкой. Бахромку ткут из шиневой бумаги сами же вязеи; сапоги и полусапоги бахромкой не обшивают. Пришиваются пуговки шнурочки и тп., и вязанок готов на продажу.
Отделывание производится или самими вязеями или торговками, покупающими у них товар; другими словами - товар продается торговками отделанным и не отделанным. Торговки начинают отделывать товар с весны и продолжают в плоть до ярмарки. Все остальное время преимущественно вяжут. Каждая вязея умеет и вязать и отделывать; во время перед ярмаркой многие вязеи оставляют вязание и начинают отделывать получая от торговок плату с пары или с десяток изделий (пару хороших полусапожек стоит отделать 10-15 коп., таких полусапожек можно отделать 2-1/ пары).
Средняя вязея пару больших сапог из берлинской шерсти провяжет неделю, за что и получит 1 руб. 10 коп. Из берлинской шерсти товар вязать труднее, потому что эта шерсть толще других сортов; да и само вязание из берлинской шерсти, как более дорогого материала, требуется более старательное. Связать сапоги из английской шерсти стоит 1 рубль, из шеленской - 40 коп. За вязание одного и того же сорта изделий различным вязеям плата различно; хорошие вязе, которые свяжут хорошо и красиво, платятся дороже. Дневной заработок арзамасских вязальщиц колеблется между 7-30-35 коп. в день; это у вязальщиц из чужой шерсти по заказу; у самостоятельных вязей заработок больше. В Арзамасе 3507 вязальшец, занятых вязанием и отделыванием обуви. Положим, что из 3507 - 507 заняты только отделыванием во весь год, а остальные 3000 женщин вяжут. Одна вязея свяжет в год около 200 пар средней величины обуви; а все 3000 свяжут в год 600 000 пар на 180 тыс. рублей, если каждый вязанок ценить средним числом в 30 коп.
Основного капитала при ведении вязального промысла не требуется, потому что при занятии им не нужно ни особых помещений, ни каких либо орудий и инструментов. Для ведения промысла самостоятельно необходим оборотный капитал от 50 до 1000 и более рублей, смотря по тому, в каких размерах ведется промысел. Во время удачной продажи на ярмарке срок оборота капитала - год т.е. расстояние от ярмарки до ярмарки; во время не удачной торговли 2 года и более. Самостоятельных мастериц в Арзамасе около 300 из них около 100 крупных, с оборотным капиталом в 500 - 1000 рублей. Для введения промысла деньги занимаются редко и на обыкновенных вексельных условиях, с различными обеспечениями в виде домов и одежды и т.п. Ни какого кредитного учреждения, в которых вязеи могли бы пользоваться кредитом, нет; в Арзамасе есть городской общественным банк, но деятельность его не касается мелкого мещанства.
Мелкие самостоятельные вязеи продают свои изделия крупным, а эти последние отвозят их на Нижегородскую ярмарку. Ежегодно на Нижегородскую ярмарку съезжаются около 300 торговок с вязанками, причем каждая привозит на ярмарку от 300 до 1000 и более пар. И весь этот товар обыкновенно распродается; только в редкие годы (например, во время последней турецкой войны часть товара, но не более половины, привозится обратно в Арзамас). На вязанки всегда существует спрос. Ярмарочные цены, следовательно, и барыш торговок меняется, чуть ли ни на каждой ярмарке. Даже чуть ли ни от каждого покупателя. Продажа производится поштучно, десятками, реже сотнями; продают с запросом, торгуются и так или иначе продают, поэтому нельзя сказать ни чего определенного о ценах и барыше. Сапоги, которые в Арзамасе покупаются за 5- 6 р., на ярмарке иногда удается продать за 8 руб.; ботинки ценой в 30 коп. продают за 40-45 коп. вообще можно сказать что чистый доход торговок равняется 15-20%. Но иногда товар приходится продавать без барыша иногда с убытком. Торговка непременно старается продать на ярмарке весь товар. Везти его домой не выгодно, потому что во время лежания доследующей ярмарке он потеряет много своего достоинства: изомнется, запылится и т.д. Наиболее частыми и выгодными покупателями товара бывают армяне, которые увозят вязанки по своим местам".
Фотографии с просторов инета (Экспонаты НГИАМЗа, Русского музея - выставка «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» (женский народный костюм в России XVIII-XX веков)).