Арсенал ткачихи. Бердышко.

Много ли нужно для ткацкого счастья? Много бердышек!

Мы привыкли называть этот инструмент Бердо. Но Бердо или Бёрдо - это часть ткацкого стана. А вот то, на чем мы делаем пояса - это Бёрдышко или Бердечко. Мы, конечно, поймем, о чем идет речь, но так уж было раньше. Бёрдо и Бердышко - инструменты разные.

"Толковый словарь живого Великорусского языка". В.И.Даль.

БЕРДО ср. принадлежность ткацкого стана, род гребня, для прибоя утока, для чего каждая нить основы продета в набор или зубья берда, вложенного в набилки. 

А теперь - Бердышки!

ткачество, бердышко

Арсенал ткачихи Я собрала в кучку все свои бердышки и диву далась, сколько их! А главное - всеми пользуюсь!
Самое маленькое - на 29 нитей, самое большое - на 127. Больше пробовала, но это уж совсем не удобно, к тому же большой отход ниток пропадает зря. Начинать хорошо с маленьких - на 29 - 59 - 65 нитей. На большем учиться тяжело. Маленькие тоже в ходу - если делаешь узкий пояс на большом бердышке, останется много свободных зубов и инструмент будет сильно балансировать, тем самым мешая работать.

ручное ткачество, ткачество на бердышке

Есть в моем арсенале три этнографических бердышка, но на них не работаю, они скорее для вдохновения.

ткачество поясов, ткачество на бердо

традиционный пояс

Все, что нажито непосильным трудом Много лет назад на курсах у замечательного мастера Галины Александровны Матушкиной я вняла совету оставлять при каждой работе маленький образец. Образец того, что сделано, образец цвета и качества ниток, какой получился в этом случае пояс. Не всегда удается оставить кусочек, то ли основы не хватает, то ли просто лениво Но эти образцы всегда радуют и помогают.

традиционное ткачество

И мои самые-самые-самые первые работы. Кривенькие и косенькие, не ахти, скажем, какие, но я их очень люблю. И теперь уже показываю своим ученикам, чтобы не боялись того, что с первого раза не всегда получается гладко

бёрдо

Удачи Вам и вдохновения !!!

Комментарии
Комментариев пока нет