Как прожить и не (много) работать

Как прожить и не (много) работать | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Все ниженаписанное — лишь мое частное мнение. Никоим образом я не хочу задеть ничьи чувства и убеждения. Просто мне думается, что эти мысли помогут кому-то не «сгореть» и не «наломать дров», а в идеале — стать свободнее и чуточку счастливее.

Заглянув сегодня в свой профиль на «Ярмарке Мастеров», я увидела, что тут я уже 7 с лишним лет. Зарегистрировалась накануне второй беременности, потом все благополучно забросила (не до хэндмэйда было), а вот когда малыш подрос... В общем, как у многих, эта площадка стала не столько способом монетизации творчества, сколько отдушиной, способом выразить себя (за разумную плату, ага :) Знаете, как бывает — дом, дети, прежняя работа в прошлом, будущая — в тумане, скудный круг общения — декретная депрессия и кризис среднего возраста в одном флаконе.

Руками я что-то мастерила всегда, немного шила, но украшения меня интересовали больше всего. Была еще лепка из полимерной глины, флористика, бусины из натуральных камней, необычная фурнитура, много чего. Все сделанное (и недоделанное) лежало дома в огромных коробках, да и новые материалы хотелось попробовать — а денег на это особо не было, вот и пришла мысль — продавать через виртуальный магазин. Положа руку на сердце, это была такая несбыточная радужная мечта: мир узнает обо мне, несказанно обрадуется и осыпет деньгами. Очень по-детски, я понимаю, но что было — то было :)

Знаете, как многие мои знакомые говорят про «Ярмарку Мастеров»? Это место, где одни мастера продают другим мастерам. И это ни хорошо, ни плохо, это просто часть правды, значительная ее часть. И это сразу предполагает, что потенциальные покупатели искушены, они сами неплохо разбираются в том, сколько стоят материалы, и сколько ушло труда и времени. Никто сейчас не готов платить за «я художник, я так вижу», за творческую небрежность и банальщину.

Собственно, вот мой личный опыт и мои грабли, я хочу верить, что бывает по-другому. Но у меня было так.

Иллюзия №1

Рыночная стоимость изделия соответствует затраченным материалам и усилиям

организация труда, счастье

Да, может, я не спала ночами, обдумывая детали, может быть, я выписала этот наиредчайший материал из-за границы за бешеные деньги. Это не значит на рынке ничего. Есть ценовая психологическая отметка, выше которой покупатель не будет заинтересован. Это как купить за 100 000 рублей булку хлеба из мегаорганической муки, смолотой в какой-нибудь суперблагополучной стране, политой счастливыми слезами юных девственниц... Не работает. Обидно, досадно — но не работает. Так что поначалу придется смириться и радоваться, даже если продажи идут в ноль или около того. Или вообще идут.

Иллюзия №2

Творчество, не отягощенное рамками и условностями

психология

Что греха таить, еще пару лет назад я сама писала статью с благоглупостями на тему «творчество или кошелек». Когда не работаешь на «дядю», и никому ни в чем не обязан отчитываться, появляется адское искушение делать все, что хочется. Это позитивное, в принципе, желание, главное — не обманывать саму себя насчет целей. Был у меня период, когда я как заведенная лепила птичьи черепа и делала мрачные украшения. И все бы ничего, если бы я не ждала покупок, как одержимая, и не проверяла ежечасно количество просмотров. Их так никто и не купил :) Сгореть на этом — на раз-два, сама не заметишь как.

Очень непросто признать, что не все, что ты делаешь, нужно кому-то еще кроме тебя. Непросто, но необходимо. В сложные периоды жизни мы невольно ассоциируем себя со своим «детищем», будь то кукла или браслет, и принимаем отсутствие интереса как низкую личностную и социальную оценку себя. Это далеко не так. Некоторые вещи должны быть вополощены, может быть, ради опыта, может быть, ради самоисцеления, кто знает. «Делайте добро и бросайте в воду», все проходит, и это тоже пройдет.

Иллюзия №3

Когда руки «не оттуда»

личный опыт

В любой творческой деятельности есть очень непростой период, о котором мало кто говорит вслух. Есть фильм про Говарда Стена, скандального радиодиджея (он даже из родов собственной жены умудрился сделать шоу), так вот, когда его спросили о том, как достичь успеха, он ответил: «Я продолжал работать, даже когда видел, что получается г...но. Другие сломались и бросили, а я работал дальше». И, к сожалению, он прав, потому что очень сложно смириться с тем, что лучше сделать пока не можешь. Убиваешься об стену, лезешь из кожи вон — а на выходе... сплошная унылая печаль, скажем так. И это бьет по самооценке со страшной силой, и это очень больно. Путей выхода, собственно, два: продолжить совершенствоваться, смирив гордыню, или бросить все к чертям и забыть как страшный сон. Есть еще, правда, и третий путь — обвинить окружающих в отстутствии вкуса и чувства прекрасного, а потом надеть корону. Но это не наш метод :)

Иллюзия №4

Ты просто недостаточно стараешься

творчество

Деньги, как много в этом звуке... По прошествии лет, я уверилась в том, что хэндмейд не может быть бизнесом. Исходя из самой сути этого занятия — делания руками — это не бизнес, а самозанятость. Не верите — прочитайте Карла, нашего, Маркса. Любой нормальный бизнес строится на эксплуатации труда других людей. Точка. Кого эксплуатирует хэндмейкер? Сам себя. Так что каждый, кому не лениво, должен просто честно признаться самому себе — сколько ему надо денег (для счастья)? Ну вот не так, чтобы брильянтами усыпаться, но и не так, чтобы только на хлебушек и масло по праздникам. Потом эту сумму разделить на количество рабочих часов и понять, насколько реальна такая затея. Никогда рядовому хэндмейкеру не победить обычного китайца, понимаете? И если после того, как вы открыли магазн и поработали, вас поглотила страшная непобедимая лень — это вполне может быть оно. Организм сопротивляется заранее бессмысленной (или неразумно тяжелой) деятельности.

Если магазин оправдывает себя материально, позволяет вести вам здоровый и счастливый образ жизни — то и прекрасно. Если нет — то можно оставить его себе «для души», но паять и шить круглосуточно незачем. Лучше (и разумнее) подыскать основную работу. Трудоголизм — это тоже зависимость, а зависимости еще никого не сделали счастливыми. Я знаю, о чем говорю, я как-то встречала Новый Год с купленными в полдвенадцатого салатиками и стопкой денег в пустой квартире. Оно того не стоит, уж поверьте, если только в ваши планы не входило поплакать над бокалом с шампанским и уснуть в одежде под бой курантов.

Собственно, уже стало очевидно: пишу я это в большей степени в качестве напоминания самой себе. Потому что нет ничего на счете слаще розовых иллюзий. И, говорят, самая большая иллюзия — это вера в возможность избавления от всех иллюзий :)
Так что — будьте благоразумны и бережны к себе. Мы нужны своим близким счастливыми :)

Комментарии (203)
olga 10.08.2017
в точку! работу основную не надо бросать, иначе творчество перейдет в основную работу!

На самом деле, есть миллион факторов (в том числе те, на которые мы не можем повлиять), от которых зависит успешность рукодельного бизнеса.

Важно изначально понимать, чего вы хотите от вашего рукодельного бизнеса и чем вы готовы пожертвовать ради достижения этой цели.

Если ставить перед собой цель именно заработать на этом супер деньги на "красивую жизнь", то проще и разумнее выбрать другую деятельность.

А если цель - заниматься делом, которое по душе и при этом зарабатывать столько, чтобы не было необходимости работать "на дядю", то это вполне реально. Возможно, придется отказаться от каких-то элементов "красивой" жизни, пожертвовать маникюром, а так же мнимым чувством стабильности, которое дарит работа "на дядю". Тут уж каждый вабирает сам, что ему важнее.

Екатерина 08.08.2017

Добрый день,

Возможно, только частично коснусь вашей темы. Я тоже давно на Ярмарке, но только в качестве покупателя. Очень нравятся вещи сделанные, как это модно говорить handmade. Люблю просто смотреть, на творчество других, восхищаюсь. Иногда все же покупаю, так как не могу устоять.

Но больше всего меня расстраивает то, что я все чаще стала замечать, что некоторые мастера выдают фабричные вещи за свои. Всегда становится обидно за настоящих мастеров. Понятно, что отличить обманщика от мастера в виртуальном пространстве сложно, но как по мне то нужно, даже необходимо. Конечно такие магазины выставляют на покупку весьма достойные, но фабричные вещи. И мне совсем не хочется быть обманутым, особенно когда ты хочешь похвастать перед коллегами, н-р, а девочке из соседнего отдела пришла такая же из Китая в 1,5 раза дешевле. Вот оно где разочарование для покупателя... Да и как подлинным мастерам конкурировать с такими псевдомастерами...

Анжелика AngelY 08.08.2017

ой ,как все верно ! вот уже более 20 лет в " бизнесе " и все так, как написано - слово в слово !

Отличная статья, разумные мысли! Согласна полностью, здравый смысл превыше всего!!!

Здравые мысли и замечательно изложены. Со всем согласна! Что хендмейд ни разу ни бизнес, сделала вывод давно. НО!!! Это не повод опускать руки. Надо протереть розовые очки, развеять иллюзии (предварительно сделав верные выводы) и идти дальше своей дорогой! Тут упоминали про Галину, мастера , которая "связала" себе дом. А ведь она и правда его "связала"! (Тот, кто следит за этой историей, знает) . Дом уже стоИт! И уже под крышей! И только на доход от работы мастера... Главное- задаться целью и решить ЧТО для тебя главное! А когда решишь - не отступать...

Иллюзии, иллюзии... По мере того, как пытаешься найти рынок сбыта для своего творчества, «розовые» очки съезжают куда-то вбок и начинаешь видеть реальность. Я считаю, что это хорошо. Пусть реальность бывает не очень приятной, но она дает твердую точку опоры для следующего шага.

Спасибо, Татьяна! Все по делу! {#}

Tuhkimus 07.08.2017

У меня, например, с самого рождения не было иллюзий, что что-то, сделанное мной, хоть кому-нибудь будет нужно. Мне мать всегда говорила: "Посмотри на других детей! (Тут она перечисляла, у кого и какие именно достижения в музыке, послушании родителям, учёбе...) Сравни себя с ними! Кому ты такая вообще нужна?" И она говорила правду. У меня никогда ещё ничего не получалось лучше, чем у других. И здесь я попробовала выложить кое-что из того, что обычно вяжу для себя. Как и ожидалось, никто ничего не купил и никогда не купит, потому что сделано всё очень плохо, рукожопо. До того, как я попробовала здесь продавать, я любила вязать. После того, как здесь никто ничего не купил даже за низкую цену, я практически не беру в руки спицы и крючок. У меня начисто отпала охота вязать или создавать хоть что-нибудь. Единственное исключение - когда очень нужно связать что-то себе или мужу, а покупать менее выгодно, чем вязать самой. Собственно, ещё ниже опустить мою самооценку стало практически невозможно благодаря бесценному опыту с магазином на Ярмарке мастеров. И я уже не удивляюсь, что меня не берут на работу вязальщицей даже за 2 000 р/мес (на полный рабочий день). Жизнь доживаю вообще без работы, зато в нищете.

Ваша статья ещё раз подтверждает, что нет никакой нужды лезть из кожи вон, если конкретному человеку не дано от природы создавать хоть что-нибудь более-менее достойное.

Ну, человек обычно обучаем, может и продажам научиться. Если учиться будет.

Я точно знаю, что родилась не вязальщицей и не продавцом. У меня при рождении вообще профессии не было, потом уже осваивала.

ШТУЧКИ 07.08.2017

"Кому ты такая вообще нужна?" И она говорила правду

Конечно, она говорила правду! Она вас на это запрограммировала! Это же очень страшно, то, что вы написали. Это уже не про рукоделие, это про психологию. Это такой комплекс, вы сами себе не даете чего-то достигать. Надо не жизнь доживать, а обращаться к психологу и лечить это. Что значит - "жизнь доживаю"?! Жизнь - одна, другой не будет, не выйдет эту дожить, а потом новую попробовать! Нельзя крест на себе ставить, никогда нельзя!

Показать еще