Открываю пчеловодные секреты

Открываю пчеловодные секреты | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Желая ответить сразу многим в прошлой своей публикации в журнале  на вопрос об определении качества и  влажности (зрелости)  меда, я в результате получил еще несколько схожих вопросов на тему «каким образом сам пчеловод определяет зрелость меда и содержание влаги в этом продукте» . ))

Должен уверить вас, что пчеловод, который не ставит во главу угла максимальный заработок на своем продукте,  придерживается некоторых правил при откачке меда. Сегодня я специально  сделал фото для наглядности и простоты понимания самого процесса добычи меда.

На первой фотографии пчелы начали запечатывать соты. Это еще незрелый мед. Ферментация такого меда еще не завершена.  Влажность такого меда от 21 до 25%, такой мёд храниться не будет  без стерилизации (как с ним поступают в супермаркете) и при хранении расслоится либо не сядет (в просторечии  - не засахарится).

мед, перга

На второй фотографии  соты запечатаны наполовину. Влажность такого меда от 19 до 21% . Это на грани допустимого, и при повышенной влажности и неправильном хранении такой мед легко может закиснуть – вы ведь уже знаете, что  мед очень гидроскопичен.

сырье для косметики, прополис

Когда ферментация меда завершена, и нормальная влажность позволяет ему храниться долго, пчелы запечатывают воском соты с медом. В таком виде нормальный мед, за исключением некоторых сортов, типа  рапсового,  подсолнечникового, может храниться в жидком виде в сотах  год и более. Это третья фотография. Влажность такого меда 14-17 % .  материалы для косметики, продукты пчеловодсвта

Вообще влажность меда очень зависит от погодных условий. При дождливых сезонах влажность составляет около 17%, при большей сухости воздуха влажность в пределах 14% .

На моей памяти было два случая, когда жара и сухость воздуха привели к тому , что мед имел влажность 11-12%, и откачать такой мед было крайне трудно. Ломались рамки, невозможно было прокрутить медогонку из-за трения меловых струек. Но качество было выше всяких похвал:  даже ложка в емкости с медом не тонула, и он был больше похож на мармелад.  Но на моей памяти (увы!) таких сезонов было всего два.

Для откачки меда приходится срезать восковые крышечки, которые герметично закрывают ячейки с медом, что и проиллюстрировано следующими  фото.

натуральная косметика, маточное молочко

забрус, маска

При распечатывании  рамок с медом получается забрус, так любимый изготовителями косметики. Это на следующем фото .Он имеет белый цвет, но при перетопке становится ярко-желтым.

сотовый мед, скраб

Дамы требовали, одно время, по рецепту какого-то гуру белый воск с забруса, но должен огорчить - без химических реагентов белым воск не сделать. Тут еще одна тонкость: забрус имеет остатки меда , а мед мешает эмульгации кремов. Лучше перетопить забрус , освободив его от примесей и использовать уже для производства косметики, а мед добавлять уже в процессе эмульгации.

Некоторые любят жевать забрус, что несомненно полезно. Но в нем  остается слишком мало меда, если его не добавлять дополнительно. Я считаю, что для этих целей лучше подходит сотовый мед в его первозданном виде.

Вот, собственно, так  - без пробирок и реактивов, делается настоящий мед)))

Комментарии (7)
Ester (Esterlena) 17.12.2017

Вы делаете великое дело. Это ж так трудоемко!

Заходите еще - обещаю, что будет не менее интересно.{#}

Eliza.CosmicArt 12.08.2017

Благодарю, очень интересно!

Рад, что есть люди, которым это интересно {#}

Ирина 04.08.2017

Степан, всё очень интересно и полезно! Благодарю!{#}

Спасибо, отличная статья! Мой бывшей свекр был пасечник, поэтому мед качала и прополис с рамок собирала. А про забрус не знала.

Спасибо! Очень познавательно, как и статья в Публикациях!